Взаймотношение учащихся СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.

Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:

- удастся раскрыть механизм формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения;

- процесс формирования культуры общения студентов строится на субъектно-деятельностной основе;

- обеспечиваются самодеятельные коллективные действия сверстников, позитивно воспринимающие цели воспитательного взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения;

- применяются педагогические методики и технологии, обеспечивающие три уровня развития личности в коллективе: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию;

- студентами осознается личностный смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально окрашенное внутреннее состояние, приобретающее характер личносгно-пережитого;

- студенческая молодежь приобщается к общественно значимым ценностям культуры.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7

1.1 Теория малых групп 7

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9

1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22

Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29

2.1 Процедура исследования 29

2.2 Описание методик исследования 30

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33

Заключение 41

Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

курсова.docx

— 64.79 Кб (Скачать документ)

       Иерархия реальных контактных  групп может быть представлена  следующим образом:

     - Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

     - Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

     - Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

     - Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

     В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

       До сих пор мы исходили из  того, что группа в целом ставит  своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

       Как признание этого факта  - термин “референтная группа”,  впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].

       Замечена закономерность: чем ближе  по уровню своего развития  группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

     Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и  комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[4].

     Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

       Таким образом, в регуляции  эффективности коллективистской  деятельности участвуют самые разные системы факторов:

     - внегрупповые (физические и социальные)

     - внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

     - внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

     - внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

       Фактором, связывающим все перечисленные  системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

1.3 Особенности взаимоотношений  у обучающихся  СПО

     Взаимоотношения студентов на протяжении всего периода их пребывания в СПО развиваются и совершенствуются.

     С приходом в СПО отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между обучающемися. Это объясняется новизной коллектива и новой для студента учебной деятельностью.

     Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются педагогом через организацию учебной деятельности обучающихся.

     Постепенно  в коллективе группы непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из студентов. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что выбирая однагруппников для совместной деятельности, около 2/3 студентов мотивируют выбор определёнными нравственными качествами товарища.

     С переходом во вторую половину подростничества  общение подростков превращается в  самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени  и выполняющий важную жизненную  роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное  стремление жить групповой жизнью.

     Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она  проявляется у них независимо от степени развитости специальной  потребности в общении - аффилиативной  потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень  тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими  студенты этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

     На  первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера  таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в  себя уважение личного достоинства  другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

     В группах подростков обычно устанавливаются  отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно  для подростка, который не находится  в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало  стремится ее завоевать. Не менее  интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они  сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

     Сходство  в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения  подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут  появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у  них проходит много времени, они  обсуждают события в жизни  их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных  «тайн».

     Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком  друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить  тайну. «Родство душ» становится с возрастом  все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

     К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу  противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес  к человеку другого пола нередко  приобретает характерное для  подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и  другим доставляет, по-видимому, явное  удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней  атрибутики в поведении: напускное  равнодушие, презрительное отношение  к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V-VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто  с кем дружит и др.

     С возрастом межличностные отношения  дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных  и внешкольных друзей, с другой - происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом  учебном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

     Критерии, определяющие социометрический статус студентов в его учебном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте - нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами, на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем - интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н. Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям, моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные.

     Противоречивость  этих данных может объясняться различием  как в методах исследования, так  и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры  коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая  отношения к коллективу, уровень  социальной ответственности и т.д., чем общительностью. Поэтому в  группах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

     Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и  самосознание. Неблагоприятное положение  в классном коллективе является одной  из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие  ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М.А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах  «изолированными»; почти все они  были недовольны своим положением в  классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г.Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди  остальных школьников так ответили лишь 19%.

     Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность  трудного подростка в классе может  быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне  от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д. Тем  важнее для педагога ясно видеть структуру  межличностных отношений взаимоотношений  в группе. К сожалению, как показывает Я.Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус студента в системе коллективных взаимоотношений педагогу значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.

     Характерные черты взаймоотношение студентов  СПО:

     - за ошибки одного отвечает  другой;

     - решение принимается в микрогруппах;

     - Лидер малой группы не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди одногруппников; 

Информация о работе Взаймотношение учащихся СПО