Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное оружие полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятения и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия, все подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности
Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
1.2 Самооценка как компонент самосознания; ее структура и проявления
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
2 Эмпирическое исследование агрессии и самооценки, обучающихся ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж»
Методы и методики исследования
Характеристика выборки
Анализ полученных результатов
Программа развития для детей юношеского возраста
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Связь агрессивности и самооценки.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

     Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

     Лоренц  отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

     Ослабление  агрессии возможно путем различных  действий. Также Лоренц утверждал, что  любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

     Фрустрационная  теория (гомеостатическая модель)

     Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

  • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
  • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

     В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

     1. Степень ожидаемого субъектом  удовлетворения от будущего достижения цели;

     2. Сила препятствия на пути достижения  цели;

     3. Количества последовательных фрустраций.

     Т.е., чем в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее  препятствие и чем большее  количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

     Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

     Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает  к смещению своих наладок, направляя  на другие мишени – на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

     Теория  социального научения (бихевиоральная модель)

     В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой  усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

     Эта теория была предложена Бандурой и  объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения (приложение №3).

     С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

     1. Способов усвоения подобных действий;

     2. Факторов, провоцирующих их появление;

     3. Условий, при которых они закрепляются.

     Поэтому, существенное значение здесь уделяется  обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание – модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.3

     Хочется отметить, что эта теория оставляет  гораздо больше возможностей предотвратить  и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

     1. Согласно теории, агрессия – приобретенная модель социального поведения. Отсюда она может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

     2. Социальное научение предполагает  проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

     В настоящее время теория социального  научения является наиболее эффективной  в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре  и ситуации социального развития.

     Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

  • Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
  • Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
  • Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

     Рассмотрим  причины агрессии, её виды и механизм действия.

     Склонность  человека к агрессивным действиям  пытались объяснять по-разному. Одной  из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

     Человеческая  агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу  физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

     Согласно  теории фрустрации, агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

     Другой  взгляд на происхождение агрессивного поведения, представлен в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия4: первое – чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе – чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

     Самая современная точка зрения на происхождение  агрессивного поведения связана  с когнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили в первой главе.

     Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и  как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение  в этой концепции трактуется как  результат следующих когнитивных  и других процессов:

     1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

     2. Наличие фрустрации.

     3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

     4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

     Говоря  о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные  типы и виды агрессии.

     Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

     Наиболее  важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным  образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

     Инструментальную  агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

     Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие:5

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

     Из  форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

     Различают агрессию и по механизму возникновения  и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности – намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.6

     Рассмотрим  их более подробно, т. к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

     Первый  фактор – намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т.е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

     Второй  фактор – ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение:7 пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия – одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т.е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж