Консервация банков второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 20:44, лекция

Описание

Осознавая важность и приоритетность стабильного развития финансовой системы Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – Агентство) ставит одной из основных задач дальнейшего развития - обеспечение финансовой устойчивости банковской системы.

Работа состоит из  1 файл

Консервация банков второго уровня.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСЕРВАЦИИ БАНКОВ ВТОРОГО УРОВНЯ

(Журнал  «Банки Казахстана»,  №9, 2007г.) 

      Ажиметов  Н.Н.

       (специалист  Отдела организации деятельности  временных администраций и ликвидационных  комиссий Управления организации  ликвидационных процедур Департамента ликвидации финансовых организаций Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций) 

            Осознавая важность и приоритетность  стабильного развития финансовой  системы Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – Агентство) ставит одной из основных задач дальнейшего развития - обеспечение финансовой устойчивости банковской системы.

           В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, уполномоченным органом (Агентством) проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.

     Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон РК) и осуществляется за счет средств самого банка.         

     Установление  режима консервации предполагает назначение уполномоченным органом временной  администрации, задачами которой является сохранение или восстановление способности банка к своевременному и полному выполнению своих обязательств, устранение имеющихся недостатков в работе и нарушений законодательства Республики Казахстан и внутренних документов банка.

     В период консервации временная администрация приостанавливает некоторые операции, но проводит финансовые, юридические и прочие процедуры для оздоровления банка. Все мероприятия по консервации осуществляются непосредственно за счет банка. Так, например постановлением Агентства № 307 от 09.11.2004г. в целях финансового оздоровления банка был введен режим консервации в АО «Наурыз Банк Казахстан».  Агентством была  назначена временная администрация, к которой перешли  полномочия  по управлению банком. Временная администрация АО «Наурыз Банк Казахстан» на основании статьи 65 Закона РК приняла решение о приостановлении с 09.11.2004г. расходных операций с банковских счетов клиентов. Данное ограничение действовало на весь период  консервации. Ввиду отсутствия потенциальных инвесторов, изъявивших намерение участвовать в капитализации банка, подтвержденное необходимыми документами и реальными действиями, а также принимая во внимание, что консервация не привела к оздоровлению его финансового положения и улучшению качества работы, лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте была отозвана в соответствии с постановлением Правления Агентства № 172 от 02.06.2005г.

     Временная администрация, назначаемая на срок до 1 года вправе:

     1) самостоятельно принимать решения по всем вопросам деятельности банка, включая утверждение плана основных мероприятий в период консервации;

     2) при необходимости полностью  или частично приостановить на  период консервации обязательства  банка по принятым депозитам;

     3) при необходимости расторгнуть  заключенные банком договоры, предусматривающие  вложение средств банка, либо  вносить в них в одностороннем  порядке изменения и дополнения, включая изменения ставок, тарифов  и сроков действия;

     4) подписывать любые договоры, документы от имени банка и предъявлять исковые требования от имени и в интересах банка;

     5) издавать приказы, включая приказы об увольнении, понижении в должности или временном отстранении от должности, распределении обязанностей между работниками;

     6) проводить зачет взаимных требований в виду совпадения кредитора и должника в одном лице.

План  консервации должен предусматривать  следующее:

  • проведение инвентаризации всех активов банка и имущества, учитываемого за балансом, в том числе залогового имущества, и правоустанавливающих документов по ним, определение фактических остатков на балансовых и за балансовых счетах (при консервации банка); а также инвентаризация собственных активов и обязательств
  • определение оптимальной структуры управления и числа работников;
  • определение целесообразности ранее заключенных банком  договоров, связанных с его деятельностью и принятие мер по расторжению договоров, не соответствующих интересам банка;
  • осуществление мер по капитализации банка путем принятия решения об увеличении количества объявленных акций ( о выпуске других ценных бумаг) и их размещение на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
  • улучшение качества активов путем проведения работы по взысканию просроченной ссудной и дебиторской задолженности, по уступке прав требований по договорам банковского займа и других активов, не представляющих ценность для банка, прекращения осуществления любого вида финансирования, увеличения объемов ликвидных активов;
  • увеличение доходности банка путем установления контроля над проведением расходных операций, пересмотра существующих тарифов, ставок вознаграждения, комиссионных по банковским операциям, расходов по оплате труда, общехозяйственных расходов и норм амортизационных отчислений;
  • оценка системы управления рисками в банке и реализация мер по их улучшению.
  • иные мероприятия, направленные на оздоровление финансового положения банка.

         Временная администрация (временный управляющий) банка должна в установленный уполномоченным органом срок провести необходимые мероприятия в соответствии с планом консервации и предоставить в уполномоченный орган отчет о проделанной работе.

     За  ущерб, причиненный банку, руководитель и члены временной администрации (временный управляющий) несут ответственность, установленную действующим законодательством.

           Консервация банка прекращается по истечении установленного решением уполномоченного органа срока консервации или принятия уполномоченным органом решения о досрочном завершении консервации.

           Прекращение консервации Банка (в том числе и досрочное) в связи с оздоровлением его финансового положения и улучшением качества работы влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного банка, установленных уполномоченным органом или временной администрацией.

     В случае, если консервация Банка не привела к оздоровлению его финансового положения и улучшению качества работы, уполномоченный орган вправе применить санкции, предусмотренные банковским законодательством Республики Казахстан, в виде  лишения Банка лицензии на проведение банковских операции. Так, например, введенный с 09 ноября 2004г. режим консервации АО «Наурыз Банк Казахстан» и продленный трижды не привел к желаемым результатам. Все попытки сохранить банк закончились неудачей. После ознакомления с реальной ситуацией в АО «Наурыз Банк Казахстан», выяснилось, что требуются значительные затраты и поскольку конкретных предложений со стороны инвесторов не поступало,  ликвидация АО «Наурыз Банк Казахстан» стала неизбежной.

            В современных условиях развития  Казахстана существующая банковская  система  и каждый банк в  отдельности представляют собой  большую значимость, ценность для экономики, государства и народа: если банк  испытывает определенные трудности, то необходимо предпринять все возможные меры по его восстановлению и устранению (в рамках Закона) нарушений требований действующего законодательства препятствующих его нормальной работе. И если продажа банка стратегическому инвестору является довольно вероятной и наиболее привлекательной, то восстановление и повышение ликвидности банка приобретает ценность самостоятельной задачи.

Информация о работе Консервация банков второго уровня