Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Содержание

Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3. Определение и типы конфликта
1.4. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом Артёмкин.doc

— 626.50 Кб (Скачать документ)

На 60% рисунков отсутствует хвост. На  20% он опущен вниз –  у этих  девушек выражено  недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном и сказанном. На  18 %  он поднят вверх -  это означает, что девушки чувствуют себя уверенно, положительно и бодро. И всего на 2 % он повернут вправо, это показывает отношение к своим действиям и поведению. Разветвленные и сложные хвосты отсутствуют. На 90 % рисунках присутствуют все необходимые детали, это говорит о среднем значении общей энергии, только у 10 %  кроме основных присутствуют дополнительные – их энергия выше. На 30%  рисунков девушки выводили жирную  контурную линию туловища – это говорит  о тревожности связанной с их телом.  Все девушки  уподобили  рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более.   3 девушки   одели животное в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье) – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. На 10% рисунков были изображены угрожающие животные – тигры, зубастые кошки с  большими когтями, на остальных 90% птицы, человекообразные животные, русалки, феи, жираф, свинья, заяц, божья коровка, насекомые.  Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. На 10 % присутствуют углы, треугольники. На 80% присутствуют клювы, когти, зубы  – прямые символы агрессии, которая может быть направлена против одноклассников, учителей, родителей. На 1 рисунке присутствует грудь, это говорит о том, что девушка полностью идентифицирует себя со своим полом и у нее может быть  фиксация на проблеме секса. Фигуры круга во время исследования не наблюдалось, значит, девушки открыты к общению, не замкнуты.  Проанализировав все рисунки,  я заметила, что все девушки использовали готовых животных и просто компоновали их – это говорит о средних творческих способностях,  оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Про названия могу сказать, что 25% девушек использовали научные названия, что подчеркивает их демонстративность, направленную главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции и  знаний. Остальные не выражали конкретных названий, а  соединяли два смысловых значения.

Рисунки юношей расположены посередине. У 3 юношей они находятся внизу, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе, безразличию положения в социуме. У 5 расположены в самом верху - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме. На 95% рисунков голова направлена на рисующего, т.е. на себя, что показывает эгоцентризм. Всего один юноша нарисовал 3х головое животное, у которого они направлены в 3 стороны сразу, это  значит что у него присутствуют все признаки сразу, т.е  - голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

Уши присутствуют на 40% рисунков, это говорит о том, что не все юноши заинтересованы информацией и мнением окружающих о себе.  На 80% присутствует рот в сочетании с языком и зубами, что говорит о большой речевой активности, болтливости и зубы о вербальной агрессии  защитной – огрызаются, грубят в ответ. На 5 % рот отсутствует вообще. На остальных 15 % рот просто открыт без прорисовки языка, зубов, что означает легкость возникновения опасений, страхов и недоверия. Глаза юноши прорисовывают плохо, т.е. в основном они не испытывают  явно выраженных страхов. Но есть 3 рисунка,  на которых явно вырисовывали радужку – значит, эти юноши переживают чувство страха. Всего на 1 рисунке у юноши присутствуют ресницы, что свидетельствует о женственных чертах  характера. На 2 % рисунков голова по отношению к размеру тела намного больше – испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих.  На 70% рисунков присутствуют рога- защита и агрессия, причем в сочетании с когтями, шипами и панцирем сверху фигуры, что говорит о направленности этой агрессии против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение т.е. учителей, родителей. Большинство юношей не предавали особого значения прорисовке ног , на 5 % они отсутствуют вовсе – легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решения.  На остальных они малого размера – основательность, обдуманность и рациональность принятия решения имеет небольшое значение. Характер соединения ног с туловищем в основном обычный, нет ярких прорисовок, что говорит о  небольшой значимости для испытуемого контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями. На 80 % рисунков отсутствует хвост, у 10 % направлен вверх, что означает, что юноши чувствуют себя уверенно положительно, бодро. У остальных направлен вниз - недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Украшающих деталей не присутствует не на одном рисунке. На рисунках 80 % присутствуют только основные детали, чтобы человек мог понять что за животное это говорит о средней энергии, юношей с высокой энергией нет.

На 3 рисунках изображены не все основные детали, что говорит о низкой энергии, склонности к соматическим заболеваниям, экономии энергии.

На 10 % рисунков я заметила жирно выделенные линии, которые просматривались даже с обратной стороны рисунка – это говорит о высоком тонусе мышц руки и о наличии тревожности, связанной  с выделенными  частями туловища. Юноши использовали таких животных: собаку, змею, птицу, динозавра, рептилию, медведя с когтями, зайца. Нарисованные животные есть образ испытуемых, с кем они себя отождествляют. На 40% рисунков, животные поставлены на 2 лапы, т.е. отождествляются с человеком, это говорит об эмоциональной незрелости.

На большинстве рисунков присутствуют углы в сочетании с когтями, рогами – это говорит о выраженной агрессии. На 10% рисунков у юношей присутствует фигура круга, что свидетельствует о скрытности, нежелании давать сведения о себе, замкнутости. По рисункам юношей видно, что творческие способности невысокие, используются готовые животные. К названиям юноши подошли несерьезно, несколько человек вообще не назвали свое животное, аргументировав это отсутствием мыслей, остальные использовали готовые названия и просто соединяли 2 смысла – легкомысленное отношение к окружающим.

Сравним результаты рисунков юношей и девушек. По расположениям рисунков и у юношей и у девушек примерно одинаковая самооценка. Для девушек мнение окружающих важнее, чем для юношей. Расположение головы на рисунках у девушек представлено разнообразнее, чем у юношей. По уровню агрессии против вышестоящих у юношей она немного больше. На рисунках у юношей присутствовала важность эрудиции своей и окружающих, а у девушек нет. Девушкам свойственна: чувственность, ориентировка на свою сексуальную роль и подчеркивание своего пола, тогда как у юношей это отсутствует. По прорисовке ног мы судим о контроле за своими рассуждениями, выводами и принятиями решений, у девушек они прорисованы четко. У юношей плохо и не разнообразно - легкомысленное отношение к сделанным выводам, суждениям.   Импульсивное  принятие решений. Девушки использовали в своих рисунках украшающие детали – это означает, что им интересно участвовать в различных областях деятельности, они заинтересованы во всем, манерны, пытаются обратить на себя внимание окружающих. Юноши и девушки одинаково эмоционально незрелы. У них одинаковая общая энергия - на среднем уровне.  Они одинаково общительны. Творческие способности у девушек чуть выше, чем у юношей.

Девушки склонны показывать свой ум, это говорит о разнообразии названий и присутствия в большинстве научных. У юношей и у девушек присутствует защитная агрессия, это мы видим из прорисовок рта – огрызаются, пререкаются. Это свойственно подросткам. Юноши имеют нежелание раскрываться для исследования, замкнуты, скрытны. И у девушек и у юношей присутствует тревожность, связанная с туловищем. Но у девушек она выше, видимо они переживают свойственную подросткам тревогу по поводу своего  внешнего вида.

 

Выводы

 

В результате проведенного исследования мы выявили связь  уровня тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Уровень ситуативной тревожности у юношей превышает уровень личностной, что говорит о наличии напряжения, беспокойства, нервозности и озабоченности чем-либо.

2. Уровень личностной тревожности у девушек превышает уровень тревожности  у юношей. Это означает, что девушки склонны переживать тревогу, когда что-либо касается оценки их  престижа и компетентности. И это заметно из их рисунков, где мы выявили значимость для девушек мнения окружающих.

3.  Юноши и девушки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким  - сотрудничество и компромисс.

4. Рисуночный тест «Несуществующее животное» показал, что девушки переживают тревогу, связанную с телом; они  склонны показывать свой ум и добиваться лучшей оценки окружающих;  им интересно участвовать в различных областях деятельности; они заинтересованы во всем; манерны; пытаются обратить на себя внимание окружающих; добиться лучшего места «под солнцем»; чувственны; ориентированы на своей сексуальной роли.

Юноши сконцентрированы на себе, на собственном Я; общая энергия среднего значения; легкомысленное отношение ко всему; склонны проявлять агрессию; импульсивно принимают решения; замкнуты; скрытны; проявляют нежелание раскрыться для эксперимента.


Заключение

 

В нашей  работе проблема тревожности рассматривается в самых различных аспектах.  Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии. 

В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос   взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.

Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Поставленная цель  в ходе исследования была достигнута.

Проведя исследование, мы отметили, что уровень тревожности влияет на поведение старшеклассников в  конфликтных ситуациях. Подростки с высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а  подростки с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.

Старшекласснику,  находящемуся  в конфликтной ситуации, для бо­лее эффективного решения проблемы  необходимо вы­брать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в кон­фликт людей, а также природу самого конфликта.

В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с различными уровнями тревожности.

Стиль поведения в конкретном конфликте опре­деляется той мерой, в которой старшеклассник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или инди­видуально).

Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к возникновению конфликтов.

Зная, что на данном этапе для старшеклассников  главным является формирование ориентации на профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности  для самореализации, необходимо вовремя давать знания о способах  разрешения  конфликтных ситуаций.

Изучение взаимосвязи позволяет  проследить  причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения  у старшеклассников.


Список использованной литературы:

 

1.                  Анцупов А.Я. Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога»

2.                  Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»

3.                  Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.

4.                  Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.

5.                  Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.

6.                  Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. с 352

7.                  Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

8.                  Дж. Браун «Фрейд и постфрейдисты» статьи. 1993, с.12

9.                  Дж.Г.Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991

10.             Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001 сс357-372

11.             Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986

12.             Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.

13.             Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с

14.             К. Хорни «Собрание сочинений» в 3 том., М.,: Смысл, 1997.Т.2 с174-180

15.             Кон И.С. «В поисках себя» 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.

16.             Козер Л.А. «Завершение конфликта» статьи. 2004

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях