Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Содержание

Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3. Определение и типы конфликта
1.4. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом Артёмкин.doc

— 626.50 Кб (Скачать документ)

Социальные факторы зависят от уровня тревожности: у подростка с высоким уровнем тревожности неадекватное отношение к себе, заниженая самооценка, непростые отношения со сверстниками, нет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности  в учебной деятельности. Тревожные подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью.

Тревожность является проявлением неблагополучия личности. Ее проявление возможно в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству.

Конфликт -  трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; способ разрешения корен­ных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем; противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоле­ние противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами); острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопрово­ждающийся негативными эмоциями; отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, в основе их лежит отсутствие согласия.  Конфликт может протекать между группами, внутри самой личности, между отдельными личностями, между личностью и группой. Причин конфликта много и они разнообразны. Человек не может удержаться или уклонится от конфликта если: затрагиваются его личностные качества, у конфликтующих  различные интересы, в том числе и денежные,  все что связано с его деятельностью, различия в целях , во взглядах и представлениях.

Существуют стили разрешения этих конфликтных ситуаций и чтобы  избежать конфликта, надо научиться  им управлять. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший, они  используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с глав­ным источником конфликта — различием интересов и ценност­ных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию  поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников

 

2.1. Описание исследования

 

Прежде всего, ещё раз укажем, что объектом нашего исследования выступает тревожность и  стили поведения  в конфликтных ситуациях у старшеклассников. В качестве предмета мы рассматриваем взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Целью является выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов. Гипотеза исследования: тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях:  школьникам с высоким уровнем тревожности соответствует  сопернический стиль поведения в конфликте, а школьникам с  низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс. Мы проводим исследование среди учащихся 11 «б» и 11 «а»  классов Домодедовской школы №  2 в количестве 55 человек. Выборку делали по половому различию, 28 девушек и 27 юношей.

Для проверки поставленной гипотезы экспериментальным исследованием мы ставили следующие задачи:

- провести анализ теоретической литературы по проблеме взаимосвязи  тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях.

- изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов  среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия;

- исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников;

- сделать выводы;

 

2.2 Методы и методики исследования

Для решения стоящих перед нами задач, мы выбрали наиболее подходящие для нашего исследования методики:

1)тестирование:

а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».

Методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения индивида и позволяет диагностировать уровень конфликтности личности. Методика может применяться для диагностики уровня конфликтности и агрессивности личности. Свой выбор по каждому из двойных высказываний записывайте на чистом листе бумаги, например: 1. б); 2. а).

1  а)  Иногда  я предоставляю   возможность   другим    взять    на   себя

ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать  то, в  чем   мы   расходимся,   я   стараюсь   обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2  а) Я стараюсь найти компромиссное решение

б) Я стараюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3 а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4 а) Я стараюсь найти компромиссное решение,

б) Я стараюсь не задеть чувств  другого человека.

5 а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого,

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6 а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,

б)  Я стараюсь добиться своего.

7 а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно,

б)    Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного.

8   а)   Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

  б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9 а)  Я думаю,  что не всегда нужно волноваться из-за каких-то возникающих разногласий,

б)    Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10     а)     Я твердо стремлюсь добиться своего.

б)    Я стараюсь найти компромиссное решение.

11 а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом,  сохранить наши отношения.

12 а) Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13     а)     Я предлагаю среднюю позицию.

б)     Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

14 а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах,

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15     а)     Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б)    Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.  

16     а)  Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17     а)     Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18  а)     Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность на своем.

б) Я дам ему возможность остаться при своем мнении, если он идет   навстречу.

19 а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить   окончательно.

20     а)     Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21     а)     Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

б)    Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22 а) Я пытаюсь найти позицию,  которая находится  посередине между моей и позицией другого человека,

б)    Я отстаиваю свою позицию.

23 а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность  другим  взять на ответственность за решение спорного вопроса.

24 а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти  навстречу,

б)    Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25     а)     Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры,  я стараюсь  быть  внимательным   к  аргументам,  другого.

26     а)     Я обычно предлагаю среднюю позицию.

         б)    Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27     а)     Зачастую я стремлюсь избежать споров.

б)     Если    это   сделает   другого   человека   счастливым,    я   дам    ему  возможность настоять на своем.

28     а)     Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б)     Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29     а)     Я предлагаю среднюю позицию.

       б)    Думаю,   что   не   всегда   стоит   волноваться   из-за   возникающих разногласий.

30     а)     Я стараюсь не задеть чувств другого.

б)     Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли   добиться успеха.

Ключ к тесту К. Томаса

№ п/

Соперни­чество

 

Сотрудни­чество

 

Компро­мисс

 

Избега­ние

 

Приспособ­ление

 

1

 

 

 

 

 

 

 

а

 

б

 

 

 

 

б

 

а

 

 

 

 

 

3

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

4

 

 

 

 

а

 

 

 

б

 

5

 

 

а

 

 

 

б

 

 

 

6

 

б

 

 

 

 

 

  а

 

 

 

7

 

 

 

 

б

 

а

 

 

 

8

а

 

б

 

 

 

 

 

 

 

9

 

б

 

 

 

 

 

а

 

 

 

10

 

а

 

 

 

б

 

 

 

 

 

11

 

 

 

а

 

 

 

 

 

б

 

12

 

 

 

 

 

б

 

а

 

 

 

13

 

б

 

 

 

а

 

 

 

 

 

14

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

б

 

а

 

16

 

б

 

 

 

 

 

 

 

а

 

17

 

       а     

 

 

 

 

 

б

 

 

 

18

 

 

 

 

 

б

 

 

 

а

 

19

 

 

 

а

 

 

 

б

 

 

 

20

 

 

 

а

 

б

 

 

 

 

 

21

 

 

 

б

 

 

 

 

 

а

 

22

 

б

 

 

 

а

 

 

 

 

 

23

 

 

 

а .

 

 

 

б

 

 

 

24

 

 

 

 

 

б

 

 

 

а

 

25

 

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

26

 

 

б

 

а

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

а

 

б

 

28

 

а

 

б

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

а

 

6

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В среднем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

б) Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности  характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности  Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях