Взаимосвязь мотивации и самооценки у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Измерение мотивации достижения и самооценки личности у студентов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

     Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные  методики) методов диагностики представляется весьма важным. Проективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на результаты интерпретации личности экспериментатора. Многие из этих критических замечаний приобретают иное значение, когда эти методики используются как инструмент диагностики мотивационной сферы личности, а не диагностики личности в целом.

     Многие  проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы не только по процедурам, но и по системе  интерпретации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая надежность, однако они имеют высокую надежность кодирования. Спорные вопросы часто возникают из-за того, что методы психометрики, разработанные для опросников механически переносят на проективные методы. Для того чтобы ретестовая надежность была высокой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант было минимальным (или вообще отсутствовало). Однако какими бы устойчивыми образованиями ни были мотивы и потребности, они не теряют своей ситуационной специфики и являются динамическими образованиями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных ситуациях. Поэтому психодиагностика мотивационных переменных, рассматриваемых как абсолютно стабильные образования, не связанные с ситуационной детерминацией, не соответствует природе мотивации. Это относится также к опросникам для измерения мотивов. Если такие опросники действительно диагностируют мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые испытуемым до актуализации соответствующего мотива и после, значимо различаются. Другая проблема возникает из-за отсутствия значимых корреляций между диагностикой одних и тех же мотивов посредством проективных методик и опросников. Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники к респондентным методам, а проективные методики - к оперантным. В оперантном методе человек дает непосредственные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни сам стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором. В отличие от этого, при респондентных измерениях стимулы специфичны, ответы узко ограниченны. Макклелланд приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагностируется. С проблемой диагностики мотивации психолог сталкивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психодиагностики мотивации личности. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

     Итак, подводя итог вышесказанному хочется  еще раз отметить, что  изучением мотивации достижения занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно мотивации достижения и методов ее изучения, однако в данной курсовой работе мы будем опираться на теорию Дж. Адкинсона (неудача при решении легкой задачи, что равносильно высокой вероятности успеха, более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи.) и использовать методику А. Мехрабиана «измерение результатирующей тенденции мотивации достижения», который остроен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона.

 

      Глава 2. Практическое исследование 

     Гипотеза: Существует связь между мотивацией достижения и самооценкой личности.

     Для исследования были применены следующие методы:

  1. Психологические методы: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» А.Ц. Пуни.
  2. Методы математической обработки: программа «Excel» и «Stadia-6.0».

     В исследовании приняло участие 25 девушек в возрасте от 18 до 22 лет. 

     Были  получены следующие результаты:

№ испытуемого Мотивация Самооценка
1 143 0,513
2 111 0,228
3 123 0,511
4 114 0,356
5 136 0,412
6 101 0,167
7 135 0,532
8 145 0,254
9 116 0,342
10 122 0, 491
11 157 0, 543
12 130 0, 324
13 141 0, 523
14 178 0,876
15 123 0, 345
16 117 0,416
17 99 0,324
18 146 0,654
19 124 0,236
20 117 0, 175
21 116 0,297
22 74 0,164
23 136 0,459
24 101 0,512
25 109 0,224
 

Проведя обработку полученных данных при помощи программы Stadia-6.0, были получены следующие результаты:

     НЕПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ.  Файл: 

                                 Переменные: x1, x2

     Кендал=0,52, Z=3,643, Значимость=0,0001356, степ.своб = 25

        Гипотеза 1: <Есть корреляция между выборками>

     Спирмeн=0,665, Z=3,519, Значимость=0,0002181, степ.своб = 25

        Гипотеза 1: <Есть корреляция между  выборками>

     Можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена, т.е. существует связь между мотивацией достижения и самооценкой личности.

     Главные характерные особенности обследуемых – это преобладание мотивации избегания неудач. Это означает, что эти люди проявляют неуверенность в себе и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

     Следующая особенность – самооценка у большинства испытуемых заниженная.

     Люди  с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значения неудач.

     Адекватная  самооценка предполагает равное признание  человеком, как своих достоинств, так и недостатков.

     Люди  с завышенной самооценкой гипертрофированно  оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие  цели, чем те, которые они могут  реально достигнуть, у них высокий  уровень притязаний, не соответствующих их реальным возможностям. 
 

 

      Заключение

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.

     Основными составляющими  этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть.

     Теоретической основой работы явились фундаментальные  труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др. И работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В.  и др.

     Для диагностики мотивации достижения и самооценки личности нами были использованы следующие методики: «Опросник измерения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» А.Ц. Пуни.

           В ходе обследования было выявлено, что у опрошенных доминирует  мотивация избегания неудач. Люди, мотивированные на избегание неудачи проявляют неуверенность в себе, и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.

       Люди, ориентированные на неудачи,  не редко характеризуются неадекватностью  профессионального самоопределения,  предпочитая для себя или слишком  легкие, или слишком сложные профессии.  Таким образом, люди ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

     В результате данного исследования была выявлена взаимосвязь мотивации  достижения и самооценки личности.

 

      Список литературы 

  1. Берне Р. Развитие "Я-концепции и воспитание. - М.,1986.
  2. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440с.
  3. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
  4. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека.»,М.,1990.
  5. Гуревич К.М. психологическая диагностика, М., 1997.
  6. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999.
  7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.
  8. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. - Минск, 1993.
  9. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.
  10. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000.
  11. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
  12. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999
  13. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л., 1972.
  14. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987.
  15. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
  16. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979.
  17. Немов Р.С. «Психология», т.1, М., 1999
  18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
  19. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК,  2002, 656 с.
  20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.
  21. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб.,1999.
  22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
  23. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.», М., 2000.
  24. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.
  25. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.
  26. Хорни К. Самосознание. М., 1996.
  1. Яньшин  П.В., Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности, СПб, 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

«Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации  достижения» А. Мехрабиана.

Тест состоит  из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно оценить степень своего согласия или несогласия с каждым утверждением, используя следующую шкалу:

+3 - полностью  согласен;

+2 - согласен;

+1 - скорее согласен, чем не согласен;

0 - нейтрален;

-1 - скорее не согласен, чем согласен;

-2 – не согласен;

-3 - категорически  не согласен.

Вашу числовую оценку по каждому утверждению занесите в соответствующую клетку бланка для ответов (не забудьте, что число  надо обязательно писать вместе со знаком + или -).

1 Я больше думаю  о получении хорошей оценки, чем  опасаюсь получения плохой
2 Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, в успешном решении которых я  уверена.
3 Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданного.
4 Если у меня что-то не выходит, я скорее приложу  все силы, чтобы с этим справиться, чем перейду к тому, что может  у меня хорошо получиться.
5 Работа, в которой  мои функции четко определены и зарплата выше средней, подходит мне  больше, чем работе, в которой  я должен сам определять свою роль, а зарплата на среднем уровне.
6 Более сильные  переживания у меня вызываются страхом неудачи, нежели надеждой на успех.
7 Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательной.
8 Я предпочла  бы важное и трудное дело, даже если вероятность неудачи в нем  равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9 Я скорее стану учиться играть в развлекательные игры, известные большинству людей, чем в редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10 Для меня очень  важно делать свою работу как можно  лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11 После успешного  ответа на экзамене я скорее с облегчением  вздохну ("пронесло"), чем порадуюсь  хорошей оценке.
12 Если бы я  собралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную  игру, чем в трудную, требующую  размышления.
13 Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, таким, где все участники примерно равно по силам.
14 После неудачи  я скорее становлюсь более собранной  и энергичной, чем теряю желание  продолжать дело.
15 Неудачи отравляют  мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.
16 В новых, неизвестных  ситуациях у меня скорее возникает  волнение и беспокойство, чем интерес  и любопытство.
17 Я скорее попытаюсь  приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может и плохо получиться, чем стану готовить привычное  блюдо, которое обычно хорошо выходило.
18 Я скорее займусь  чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как  мне кажется, стоящее, но не очень  увлекательное.
19 Я скорее затрачу  все свое время на осуществление  одного дела, чем постараюсь выполнить  быстро за это же время два-три дела.
20 Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я  использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.
21 Если бы я  жила с несколькими девушками  в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, я бы предпочла сама организовать ее, чем предоставить это сделать другим.
22 Когда у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану  сама продолжать искать выход.
23 Когда нужно  соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24 Когда я берусь за трудное дело, я испытываю больше опасений, что не справлюсь с ним, чем уверенности, что оно получится.
25 Я работаю эффективнее  под чьим-либо руководством, чем  при условии, что несу за свою работу личную ответственность.
26 Мне больше нравится выполнять сложную незнакомую работу, чем работу знакомую, с которой  я легко справлюсь.
27 Успешно решив  какую-то задачу, я с большим удовольствием  стала бы решать задачу аналогичную, чем переходить к задаче другого типа.
28 Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно  указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
29 Если при  выполнении важного дела я допускаю ошибку, то я чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30 Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Информация о работе Взаимосвязь мотивации и самооценки у студентов