Взаимосвязь интеллекта и личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Описание

Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Содержание

одержание:
Введение 3 стр.
Интеллект и способности 4 стр.
Интеллект 7 стр.
Инфраструктура интеллекта 7 стр.
Нарушения интеллекта 7 стр.
Оценка интеллекта 7 стр.
Диагностика 10 стр.
Обследование 11 стр.
Влияние нарушения интеллекта на личность 11 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 18 стр.

Работа состоит из  1 файл

титульник.docx

— 45.55 Кб (Скачать документ)

Сложность формирования воли у людей с нарушенным интеллектом  во многом обусловлена особенностями  воспитания их нравственных чувств. На пути к достижению этой цели перед  учителями и воспитателями вспомогательных  школ встает много трудностей, вызванных  незрелостью личности умственно  отсталых, которая в первую очередь  связана с характером развития их потребностей и интеллекта. Указанная  незрелость личности проявляется в  особенностях их эмоциональной сферы.

Переживания умственно  отсталых довольно примитивны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие. Дифференцированных, тонких оттенков переживаний у них почти нет. Умственно отсталые либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Их чувства и эмоциональные реакции часто бывают, неадекватны воздействующим на них факторам. Некоторые, бурно и длительно реагируют на малозначимые воздействия, другие почти не проявляют эмоциональных реакций в связи с объективно важными для них событиями.

Недифференцированность, узость диапазона переживаний определяет отсутствие или слабую выраженность борьбы мотивов которая является важным фактором формирования эмоционально-волевой сферы человека. В поисках правильного решения, связанного с борьбой мотивов, человек преодолевает эгоистические побуждения. Чем выше уровень развития сознания человека, тем выше уровень волевых усилий, тем успешнее идет процесс формирования высоких благородных чувств.

Следует отметить, что у учащихся вспомогательных  школ сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется  это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая, в свою очередь, приводит к тому, что у  этих детей с опозданием и большим  трудом формируются высшие духовные чувства. Речь идет о таких чувствах, как чувство долга, совесть, чувство  ответственности и т. п. Значение воспитания этих чувств огромно, так  как они занимают ведущее место  в нравственном облике морально воспитанного человека.

Самооценка. Одним  из важнейших факторов формирования личности является ее самооценка. В  психологии под самооценкой принято  понимать способность человека к  оценке своих личностных качеств. Самооценка является сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Она  формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также  собственной деятельности и собственной  оценки ее результатов.

У людей с  нарушенным интеллектом формирование самооценки имеет ряд особенностей. Во-первых, формирование самооценки происходит у них значительно медленнее  и с большим трудом, чем у  нормальных людей. Это обусловлено  характером дефектов познавательной деятельности, негативными особенностями эмоционально волевой сферы, трудностями общения, недостаточно адекватным восприятием  действительности. Во-вторых, добиться адекватности самооценки у них труднее, чем у нормальных людей, ввиду  пониженной критичности и самокритичности  умственно отсталых. В этом проявляется, как отмечал еще Л. С. Выготский, общая незрелость личности. Так, уровень  самооценки учащихся вспомогательных  школ тесно связан с различными видами деятельности. Например, наименее адекватна  самооценка в области учебной  деятельности. По мере взросления учащиеся вспомогательных школ более объективно оценивают свои достижения в учебной  деятельности и свои интеллектуальные возможности.

Усвоение принятых обществом моральных и правовых норм - активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение  определенной системы знаний, но также  выработку навыков и умений правильно  вести себя в обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов  поведения.

В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в подростковом возрасте. На формирование сознания несовершеннолетнего большое влияние оказывают условия материальной и духовной жизни всего нашего общества.

Кроме того подросток  оказывается под огромнейшим  влиянием окружающей его так называемой микросреды, то есть его семьи, соседей, обстановки в классе и школе, отношений  на улице и во дворе. Именно в семье  будущий гражданин приобретает  свой первый опыт общественного существования. Здесь закладываются основы его  сознания и характера, его взгляды  и установки, моральные качества и волевые свойства личности.

Личность с  нарушенным интеллектом прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев являются неблагоприятные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические состояния, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками 
(повышенная возбудимость, низкое умственное развитие, недостаток воли), способствуют проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний. С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации. Но ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролером, который не позволяет неблагоприятным внешним влияниям разрушать психику подростка, формировать отрицательные качества, является умственное и нравственное развитие подростка.

Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий  с определенными искажениями  в психике самого человека. Если антисоциальные формы его поведения связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности, то такие люди отличаются большой степенью внушаемости, не критичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т.д.) Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки - завышенной или заниженной. Многие люди с нарушением интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы. В структуре развитой личности большую роль играет правосознание, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом.

Личность умственно  отсталого отличается низким уровнем  правосознания. Часто это люди с  не сложившейся моралью, не знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, от того, кто их поведет. Умственно отсталый -- это человек, требующий к себе самого пристального и всестороннего внимания, и по отношению к нему должны быть приняты все меры и педагогического, и медицинского воздействия. Планировать и осуществлять индивидуальную воспитательную работу с такими людьми без участия врача недопустимо. А самое главное - нужно детальным образом разобраться в особенностях его личности.

 

Заключение

Проблема взаимосвязи  познавательных способностей и личностных особенностей является весьма актуальной для психологической науки. Данные о взаимосвязи интеллекта с личностными  особенностями весьма неоднозначны. Существенным, с моей точки зрения, представляется и тот Факт, что  в большинстве этих исследований используются тестовые данные, полученные при помощи личностных опросников. Однако, эта информация не полностью отражает реальное поведение человека в различных ситуациях.

За рамками  остается изменение личностных черт как результат адаптации человека к средовым, ситуативным изменениям, осознанный выбор человеком поведения, адаптивного к событиям. Таким  образом, я думаю, что не учитывается  влияние интеллекта как некоторой  способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым ситуациям  и креативности как способности  к неадаптивной продуктивной деятельности, проявляющейся в продуктивном преобразовании опыта, на проявление личностных особенностей. Возможно, именно поэтому в большинстве  работ, посвященных изучению взаимозависимостей между интеллектом, креативностью  и личностными особенностями, не получено однозначных выводов о  взаимосвязи познавательных способностей и личностных особенностей или типов  личности.

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно  многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает  особую значимость человеку, что позволяет  ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной  и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних  времен и постепенно выросло в  отдельную отрасль психологии. Тесты  интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик  психологического исследования.

 

Список используемой литературы

1.Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .

2. Психология  индивидуальных различий /под ред.  Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .

3. Симонов П.  В., Ершов П. М. Темперамент.  Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.

4. Теоретические  проблемы психологии личности, под  ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.

5. Титаренко  В. Нравственное воспитание в  семье// Культура семейных отношений. - М., 1985.

6.Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. Свердловск, 1974.

7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.

8. Основы специальной  психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

10. Психолого-педагогическая  диагностика: Учеб. пособие для  студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. -- М., 2003

Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и личности