Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования обозначена как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ проблемы памяти в психологической и педагогической литературе 4
1.1. История развития изучения памяти. Основные психологические подходы в исследованиях памяти 4
1.2. Изучение и анализ современных исследований памяти 12
Выводы к первой главе…………………………………………………………15
Глава 2. Изучение и анализ исследований особенности памяти детей дошкольного возраста 16
2.1. Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения и анализа исследований памяти 16
2.2. Изучение и анализ методических подходов развития памяти 22
Выводы ко второй главе…………………………………………………………28
Глава 3. Изучение и анализ современных методов изучения памяти 29
3.1. Современные методы изучения памяти в процессе исследования интеллектуальных способностей 29
3.2. Методики исследования памяти 311
Выводы к третьей главе………………………………………………………….36
Заключение 377
Список литературы 399
Приложения……………………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

539 - Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью-3.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

 

     Оглавление

Приложения……………………………………………………………………….42 
Введение

 

     Цель  курсового исследования обозначена как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

       Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний. В связи с этим, тема курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью интересна и актуальна.

     Так как, будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности, то особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью являют собой проблему.

     В процессе исследования будут использованы методы изучения и анализа литературы и периодической печати по поставленным вопросам исследования курсовой работы.

 

      Глава 1. Изучение и анализ проблемы памяти в психологической и педагогической литературе

     1.1. История развития изучения памяти. Основные психологические подходы в исследованиях памяти

 

     Память  является одним из основных когнитивных  процессов. Это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

     Исследования  многих отечественных и зарубежных психологов (П.И.Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Дж. Талланда, Д. Нормана и др.) доказали, что память – это сложная многофакторная и многоуровневая система.

     Память  включает в себя, по существу, три фазы:

     а) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации;

     б) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии;

     в) наконец, фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы, доступные наблюдению.

     С.Л. Рубинштейн выделяет такие основные категории мнемических процессов:

     — запоминание, которое начинается с  запечатления;

     — воспроизведение, которое может происходить на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или — при затруднениях — припоминания;

     — сохранение и забывание.

     А.Н. Леонтьев в процессе развития памяти выделил три этапа.

     Первый  этап развития памяти он охарактеризовал  как этап развития естественной способности  к запечатлению и воспроизведению  информации. В нормальных условиях он заканчивается уже в дошкольном возрасте.

     На  втором этапе развития памяти процессы запоминания протекают как опосредованные с использованием внешних средств запоминания; этот этап характерен для детей младшего школьного возраста [4, с. 406].

     На  третьем этапе происходит развитие опосредованного запоминания, когда  для запоминания используются некие «внутренние средства», образы, картинки, обозначающие запоминаемый предмет. Эта память, основанная на способности употребления элементов опыта внутренних, индивидуальных считалась А.Н. Леонтьевым высшей формой и последним этапом развития человеческой памяти.

     Согласно  исследованиям П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации.

     На  фонетическом уровне выделяют две базы в памяти — артикуляторную (основные артикуляторные движения) и перцептивную. Исходя из представлений о иерархической  организации перцептивной базы, ученые помещают на нижнем уровне долговременной памяти эталоны фонем, а также эталоны сочетаний фонем и слогов.

     Память, как и любая высшая психическая  функция, сложна и зависит от многих составляющих. Она включает в себя три основные фазы – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Существует несколько типов памяти – в зависимости от модальности различают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную, обонятельную, вкусовую память; по времени сохранения материала – мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную; непроизвольную и произвольную; механическую и смысловую.

     Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в.1 В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти.

     Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя — величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.

     Монистическая точка зрения на природу памяти нашла  свое развитие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной схеме была квалификация условий, при которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией).

     Эта экспериментальная процедура вызывала много возражений, так как в  основе такой методологии лежит допущение, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти.

     Множественный (двойственный) подход. Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.

     При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная  и вторичная) получили название кратковременной  и долговременной.

     Сторонники  двойственности памяти утверждают, что кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам.

       Проводились различные эксперименты, где доказывался этот факт, следовательно,  одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках.

     Например, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения  при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения сказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении продолжительности интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих десять секунд, он становится значимым.

     В пользу существования двух типов  памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии  вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.

     Роль  памяти не может быть сведена только к фиксации того, что было в прошлом, так как  никакое действие в  настоящем немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для сцепления с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного.

     Когнитивная психология, рассматривая память и  как функцию, и как процесс  одновременно и пытаясь объяснить  закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.

     Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

     Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

     1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

     2) по характеру целей деятельности  — на непроизвольную и произвольную;

     3) по продолжительности закрепления  и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.

     В целях изучения и анализа особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью необходимо рассмотреть подробнее основные трактовки в изучении процесса памяти

     Идея  существования двух типов памяти получила второе дыхание после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил память на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами в 1950—1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия «оперативная память», «рабочая память», «каталожные ящики», «регистры» и «буфер».

     В 1958 г. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества ее переработки.

     Аткинсон  и Шифрин (1968) разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем перевода в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, где каждый стимул характеризуется набором первичных признаков. Далее информация поступает в кратковременное хранилище, где она сохраняется в течение некоторого периода времени, длительность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания информации в кратковременном хранилище испытуемый создает своего рода буферную емкость для повторения, способную удерживать небольшое количество элементов (семь-девять цифр) в течение примерно 30 секунд. Авторы выделили в кратковременном хранилище особую слуховую вербально-языковую систему, которая обеспечивает повторение информации. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там. Поступление элементов в буфер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано с долговременным, откуда могут поступать «вербальные ассоциации» и необходимая для выполнения текущих задач информация.

Информация о работе Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью