Введение 1. Виды нарушений развития 2. Причины отклонений в развитии 3. Основные закономерности возрастного развития Заключение Сп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:55, контрольная работа

Описание

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Для того чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:
Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.
Разобрать виды психических отклонений у детей
Обобщить все выводы в заключении

Работа состоит из  1 файл

специальная психология.docx

— 50.14 Кб (Скачать документ)

Виды и причины отклонений в развитии у детей

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Психология детей с проблемами в развитии»

 

Тема:

«Виды и причины отклонений в развитии у детей»

 

Челябинск 2006 г.

Содержание

 

Введение

1. Виды нарушений развития

2. Причины отклонений в развитии

3. Основные закономерности возрастного  развития

Заключение

Список  используемой литературы

 

Введение

 

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных  психических отклонений, выявить  причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Для того чтобы более полно  раскрыть данную тему важно поставить  некоторые задачи:

  1. Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.
  2. Разобрать виды психических отклонений у детей
  3. Обобщить все выводы в заключении

Данная тема актуальна  и очень важна в любое время, так как эта проблема в России будет существовать всегда.

 

1. Виды нарушений  развития

 

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая  стадия развития неразрывно связана  с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая  реализуется под влиянием различных  факторов окружающей среды. Поэтому  если ребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать  роль наследственных факторов в этом отставании.

Различные неблагоприятные  воздействия во внутриутробном периоде  развития, во время родов (родовая  травма, асфиксия), а также после  рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной  и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера  нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими  особенностями их центральной нервной  системы, с различными влияниями  окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен  правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная  и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в  развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику  поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Известно, что почти любое  более или менее длительное неблагоприятное  воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям  в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости  от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его  длительности, от наследственной структуры  организма и прежде всего центральной  нервной системы, а также от тех  социальных условий, в которых воспитывается  ребенок. Все эти факторы в  комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности  интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой  сферы, поведения. В ряде случаев  может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном  или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется  сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет  место у ребенка с одновременным  поражением зрения и слуха, или слуха  и моторики и т.п.

При осложненном дефекте  возможно выделение ведущего, или  главного, нарушения и осложняющих  его расстройств. Например, у ребенка  с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата, эмоциональные и поведенческие  расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий  дефект могут иметь характер как  повреждения, так и недоразвития.

Нередко наблюдается их сочетание.

Особенностью детского мозга  является то, что даже его небольшое  поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается  на всем процессе созревания центральной  нервной системы. Поэтому ребенок  с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного  аппарата при отсутствии ранних коррекционных  мероприятий будет отставать  в психическом развитии.

Описанные выше нарушения  развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют  место так называемые вторичные  нарушения, структура которых зависит  от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у  детей с общим системным недоразвитием  речи, прежде всего, будет проявляться  в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности  пространственных представлений и  конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания  обращенной речи, с трудом формируются  активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении  слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой  стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в  развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся  речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении  вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и  педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским  церебральным параличом, не имеющий  опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой  незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Не выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию эмоциональных вторичных  и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного  подхода и не получая лечебно-коррекционной  помощи, эти дети длительное время  могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто  формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения  все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

 

2. Причины отклонений  в развитии

 

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных  неблагоприятных факторов внешней  среды, так и с различными наследственными  влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой  сферы и поведения, в том числе  и раннего детского аутизма (РДА).

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через  специальные структуры половых  клеток родителей – хромосомы  – передается информация о признаках  аномалий развития. В хромосомах сосредоточены  функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа  или структуры хромосом, что обусловливает  генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5–7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным  дефектом. При этом в половине случаев  имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами  зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата, речи. Одним из таких хромосомных  заболеваний, затрагивающих, прежде всего  интеллектуальную сферу и часто  сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

Аномалии развития могут  наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура  хромосом остаются неизменными. Ген  представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного  признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных  неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует  развитие измененного признака.

Если мутации возникают  в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального  развития; при наличии изменений  в нескольких локусах хромосом –  о полигенных формах аномального  развития. В последнем случае патология  развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

В связи с большим разнообразием  наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих  аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что  правильный ранний диагноз заболевания  имеет первостепенное значение для  проведения своевременных лечебно-коррекционных  мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в  данной семье повторного рождения детей  с отклонениями в развитии.

Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных  факторов окружающей среды. Это –  инфекции, интоксикации, травмы и т.п.

В зависимости от времени  воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, или пренаталъную, патологию (воздействие в период внутриутробного развития); катальную  патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятные  воздействия после рождения).

В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто  сопровождается повреждением нервной  системы ребенка в родах. Это  сочетание в современной медицинской  литературе обозначается термином перинатальная  энцефалопатия. Причиной перинатальной  энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании  с асфиксией и родовой травмой.

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного  развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая  травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в  местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния  часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической  смерти новорожденных, которая возникает  при сочетании внутриутробной, патологии  с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость  между длительностью клинической  смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут часто возникают малообратимые  изменения со стороны ЦНС с  проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых  расстройств, нарушений умственного  развития.

Напомним, что тяжелые  родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так  и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.

Среди причин, обусловливающих  отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость  между матерью и плодом по резус-фактору  и антигенам крови.

Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода. В результате этого распада из эритроцитов выделяется особое, токсичное  для центральной нервной системы  вещество – непрямой билирубин. Под  влиянием непрямого билирубина в  первую очередь поражаются подкорковые  отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха, речи, расстройствам  эмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая  энцефалопатия

При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата. Эти сложные дефекты  могут сочетаться с пороками развития внутренних органов, которые часто  наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщины Наиболее тяжелое поражение  плода возникает при заболевании  матери в первом триместре беременности.

Частота поражения плода  при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении  краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода также может  быть и при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.

Информация о работе Введение 1. Виды нарушений развития 2. Причины отклонений в развитии 3. Основные закономерности возрастного развития Заключение Сп