Психические нарушения. Виды. Причины возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям
3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях
3.1 Паника
3.2 Профилактика панических реакций
3. Психические нарушения. Виды. Причины возникновения
4. Особенности психоневротических расстройств и методы их профилактики и лечения у пострадавшего населения
4.Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях

Работа состоит из  1 файл

мой реферат.docx

— 41.75 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

1. Сущность  и содержание психологии поведения  в чрезвычайных ситуациях

2. Психологическая  готовность людей к чрезвычайным  ситуациям

3. Групповое  поведение людей в чрезвычайных  ситуациях

3.1 Паника

3.2 Профилактика  панических реакций

3. Психические  нарушения. Виды. Причины возникновения

4. Особенности  психоневротических расстройств  и методы их профилактики и  лечения у пострадавшего населения

4.Психологическая  помощь в чрезвычайных ситуациях

 

Введение

     Чрезвычайная  ситуация (ЧС) – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.

     Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать  в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в  экстремальных ситуациях.

     При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется  психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый  действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

     Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда  к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком —  это остаться живым, продлить свое существование.

     Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными  и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции  на опасность.

     Наибольшую  опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать  его гибель в результате различных  агрессивных воздействий — это  различные физические, химические, биологические факторы, высокие  и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т.д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

     Особые  условия, в которых может оказаться  человек, как правило, вызывают у  него психологическую и эмоциональную  напряжённость. Как следствие, у  одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других – снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

     Во  всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и  психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

 

1. Сущность и содержание  психологии поведения  в чрезвычайных  ситуациях

      Психология  состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки  в области исследования психических  состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П.Ильин. А.О.Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

     Среди психических явлений психическим  состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное  изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А.Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояния существенно определяют характер деятельности человека».

      И.П.Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.

      Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Пономаренко указывают на важность субъективного восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».

     В.Г.Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к такому выводу: «чрезвычайная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».  Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики чрезвычайной ситуации:

1. Это  ситуация крайняя, с очень большим  по силе воздействием, выходящим  за пределы диапазона возможностей  человека.

2. Это  усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком  как трудные, опасные и т.д.

3. Ситуация  вызывает возникновение достаточно  сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

4. Чрезвычайная  ситуация ведет к появлению  состояния динамического рассогласования  и требует максимальной мобилизации  ресурсов организма. 

5. Такая  ситуация вызывает негативные  функциональные состояния, нарушения  психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность  и надежность деятельности.

6. Человек  сталкивается с невозможностью  реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов. 

      Чрезвычайная  ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие  психическую напряженность, могут  в одних случаях оказывать  положительное мобилизующее влияние  на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций. По мнению В.Г.Андросюк, к таким изменениям относятся:

  • снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
  • понижение утомляемости, - исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
  • повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
  • активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
  • активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.
  • проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).

     Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:

  1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);
  2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);
  3. психологическую готовность (активнодеятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».

     Различные авторы дают разные определения понятия  «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.

     Нам представляется наиболее полным определение психического состояния Д.Н.Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.

     Преодоление человеком препятствий требует  волевого усилия – особого состояния  нервно - психического напряжения, мобилизующего  его физические, интеллектуальные и  моральные силы. Воля проявляется  как уверенность человека в своих  силах, как решимость совершить  тот поступок, который считает  целесообразным и необходимым в  конкретной ситуации.

 

2. Психологическая  готовность людей  к чрезвычайным  ситуациям

      Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную  возбуждённость, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

      Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут  нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить  контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым  действиям.

      Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое  делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ – всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

      У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство  страха и стремление убежать из опасного места, у других – психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки, нарушается дыхание, начинается сердцебиение – «сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов – «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы – «опустились руки или колени подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

      Такое состояние бывает довольно продолжительным – от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

      Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий  стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка – все это причины такого поведения людей.

 

3. Групповое поведение  людей в чрезвычайных  ситуациях

3.1 Паника

      Под групповым поведением людей в  ЧС понимают поведение большинства  лиц, входящих в группу и оказавшихся  перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными  или потенциальными материальными  потерями, человеческими жертвами и  характеризуется заметной дезорганизацией  общественного порядка.

      Групповое поведение людей связано с  одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных  факторов, которые связаны с групповым  умонастроением, а не с индивидуальными  свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и  поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Психические нарушения. Виды. Причины возникновения