Возраст и становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:22, творческая работа

Описание

Цель: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности.

Работа состоит из  1 файл

Возраст и становление личности.ppt

— 1.06 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Возраст и становление личности

 

Цель: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности.

 

Антонина Сергеевна Матвиенко

 

 

Вспомним

 

 1) Какие признаки характеризуют понятие «личность»?

 2) В чем проявляется зрелость личности?

3) Как соотносятся понятия «индивид» и «индивидуальность»? 

4) Из каких элементов состоит структура личности?

 

 

Возраст

 

определял возраст как  относительно замкнутый период  развития, имеющий собственное содержание  и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический  возраст — два разных, несовпадающих  понятия.

 

 

Л. С. Выготский 

(1832—1920 гг.)

 

Возраст — продолжительность  периода от момента рождения  живого организма до настоящего  или любого другого определённого  момента времени

 

Джорджоне. Три возраста  человека. 1500—1510. Палаццо Питти. Флоренция

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

 

Критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.

 

 

Концепция периодизации возрастного развития, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности:

 

1 группа состоит из тех  видов деятельности, внутри которых  в системе «ребенок — общественный  взрослый» (условно тот взрослый,  который помогает ребенку осваивать  тот или иной вид деятельности) происходит усвоение способов, мотивов и норм отношений между людьми.

 

Вторую группу составили те  виды деятельности, которые осваиваются  в системе «ребенок — общественный предмет» (в этом случае имеются в виду те предметы, которые окружают человека в его жизни). Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.

 

1 модель

 

 

Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью:

 

 

Источником развития человека выступает противоречие между:

  • потребностью быть личностью, утвердить себя;
  • активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил.

 

2 модель

 

Человек проходит три фазы своего становления  как личность.

 Адаптации - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Индивидуализации - порождается противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии.

Интеграции - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.

 

 

ВОЗРАСТ И СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

 

  • Ступени развития внутреннего мира личности:

Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери

Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.

 

 

 

Ступени развития внутреннего мира личности: 

 

  • Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
  • Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.

 

 

Ступени развития внутреннего мира личности: 

 

 

  • Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.

 

 

Теории интенциональности

 

В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности.

 

Интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор.

 

 

 Первая фаза длится до 15 лет и характеризуется отсутствием самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.

      Вторая фаза длится до 25 лет. В этот период происходит осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.

      Третья фаза — от 25 до 45 лет — считается фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.

      На четвертой фазе (45—65 лет) человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.

      И наконец, на последней, пятой фазе (65—70—75 лет) прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.

 

 

Подумайте:

 

  • Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.

 

 

Домашнее задание:

 

  • Прочитайте п. 29, ответьте на вопросы, выполните задание.

 

 

Источники:

 

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Возраст
  • http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/8.html

 

 

 


Информация о работе Возраст и становление личности