Возникновение метода «социометрии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Джекобом Морено – американским психиатором и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Работа состоит из  1 файл

социометрия.docx

— 123.62 Кб (Скачать документ)

В настоящее время принято  считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго  варианта социометрической процедуры  состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для  системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы  отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением  этой величины можно стандартизировать  внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

 

P(A) = d / (N-1)   (1)

 

где, Р - вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N - число членов группы.

Обычно величина Р (А) выбирается в пределах 0,20 - 0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической  процедуры является невозможность  раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно, выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Рассмотрим основные понятия  и содержание диагностических процедур социометрии:

Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса  социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Так, ответ на вопрос «Кого  из членов группы Вы пригласили бы домой  на День Рождения?» - это и есть положительный  выбор. А ответ на вопрос «Кого  из группы Вы не хотели бы иметь соседом  по квартире?» - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в  отношении тех, кто вообще не был, упомянут при ответах, сделан нулевой выбор9.

Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

Разновидности критериев.

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют несколько видов социометрических критериев:

  1. по характеру задач – коммуникативный, направленный на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).
  2. по характеру выявляемых взаимоотношений – двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»).
  3. по характеру ответов критерии могут быть предполагающими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для...?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при..?»).
  4. по количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов.

Допустим, если в группе двадцать студентов, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме  себя самого), во втором же случае ему  предписывается не выходить за пределы  определенного количества выборов, скажем, от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для студенческой группы или школьного класса при социометрии  считается четыре-пять человек.

Каждой разновидности  критериев присущи свои достоинства  и недостатки.

Например:

 

Параметрические критерии

«+»

«-»

1.Снижение вероятности случайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»).

2.Уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур обработки и анализа результатов.

3.Возможность сопоставления материалов по группам разной численности (параллельных классов и т.п.).

1.Невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них.

2.Отсутствие характеристик т.н. эмоциональной экспансивности респондентов, выражающей во многом, степень коммуникабельности (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех).


 

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

  1. смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;
  2. все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточнении (где? когда? в каком качестве? при каких условиях? и т.д.)- Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);
  3. необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимость для них;
  4. формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

В чем состоят недостатки приведенных ниже вопросов? Каким  образом надо их изменить для использования  в качестве социометрических критериев?10

«С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свободное  время?», « С кем бы в группе Вы хотели дружить?», «Выберите, кто  из членов группы является Вашим товарищем?», «Кто среди Ваших одноклассников имеет наибольший рейтинг?», «Кто в  классе является твоей подругой?», «С кем бы Вы хотели сидеть за одной  партой?»

Возьмем, к примеру, последний  вопрос. С одной стороны, известно, что «сидеть за одной партой»  можно, исходя из совершенно различных  соображений (симпатии, личной выгоды, престижа, в целях развлечения  или взаимоподдержки). С другой стороны, вопрос может быть понят школьником, как имеющий жесткое ограничение  по числу возможных ответов. Поэтому  в подобной формулировке он не может  служить эффективным социометрическим критерием.

Итак, необходимо проверить, чтобы все используемые критерии были понятны обследуемым, значимы  и интересны для них, конкретны  по содержанию и адекватны по форме. Иначе достоверность полученных данных окажется весьма незначительной.

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней.

При ответе респонденты выставляют на бланках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению11.

При проведении социометрического  обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура  окажется неэффективной. Поэтому карточки должны подписываться респондентами. Однако в ряде случаев возможно использование  метода скрытой нумерации бланков  до начала социометрии. Если исследователю  достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем  фамилии не обязательно12.

 

Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:

Критерии

Выборы

1.

Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы?

     

2.

Кого бы Вы не хотели выбрать  старостой группы?

     

3.

Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года?

     

4.

Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года?

     

 

Целесообразно при этом использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение и положительного и  негативного отношения респондента к другим членам группы. Но на карточке не должно быть чрезмерно большого количества критериев, это затрудняет последующую обработку и анализ результатов.

Если применялась непараметрическая  процедура социометрии, то размеры  графы «выборы» делают достаточно большими. Если же принята процедура параметрическая (с лимитом выборов), то обычно чертится столько вертикальных граф в правой части карточки, сколько выборов  разрешено. В том и в другом случае иногда возникает необходимость  установить сравнительную ценность индивидуальных предпочтений. Для этого  в карточке делают графу, озаглавливаемую  «выбор в первую очередь», и вводят обозначение «другие выборы», Позже, при обработке материала, порядок  выборов обозначают дополнительными  символами или разными по цвету  чернилами.

Желательно, чтобы социометрические карточки предъявлялись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности  группы.

Процедура социометрического  опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами. Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все  результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании  работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально. Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога.

Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Следует быть готовым  к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных  отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с  использованием других критериев, более  легких и приемлемых для большинства.

Текст инструкции включает в себя следующие разделы:

  1. определение цели работы;
  2. характеристика условий ее проведения (самостоятельность заполнения карточек, искренность ответов, конфиденциальность информации);
  3. инструктаж по заполнению карточек;
  4. указание на необходимость подписать их;
  5. ответы на возникающие вопросы.

Работа начинается только после того, как исследователь  убедился, что все респонденты  поняли особенности ее выполнения. Им должно быть предоставлено достаточно времени на обдумывание своих  ответов. Не следует настаивать на том, чтобы были непременно сделаны все  предписанные выборы.

При опросе нежелательно присутствие  посторонних или официальных  лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три  этапа: табличный, графический и  индексологический.

Первый этап обработки  данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным  областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.

 

2.3 Аутосоциометрические методы

 

Аутосоциометрические методы – такие способы изучения взаимоотношений, в которых в качестве объекта  изучения выступают представления  индивидов об отношениях членов группы друг с другом. Аутосоциометрия часто  используется для осознания тех  взаимосвязей, которые объединяют людей  в группе. Каждый человек в группе на короткое время как бы становится социометристом. В данном методе задача исследователя – собрать все  мнения о групповой структуре. Задача эта может решаться различными способами, выбор которых зависит от состава  группы, степени ее сплоченности, вовлеченности  каждого во внутригрупповую деятельность и т.п.

Наиболее приближенный к  социометрии способ – ретроспективная  аутосоциометрия, он заключается в  заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут  отданы ему. Этот способ довольно труден для участников группы и чаще проводится с учебными целями или для развития собственной рефлексии (в данном случае под рефлексией мы понимаем способность предугадывать поведение  других людей). Участники группы могут  получить обратную связь от исследователя, насколько точно они предугадали  предпочтения и отклонения в группе. Проведение такого варианта аутосоциометрии в нескольких студенческих группах на факультете психологии показало, что большая часть студентов переоценивают свой внутригрупповой статус, то есть приписывают себе больше выборов, чем они получили на самом деле по этому критерию. Количество таких студентов составило около 55 %, 23 % назвали точное число отданных им выборов и 22 % приписали себе меньшее выборов. Выяснилось, что «звезды» часто недооценивают число отданных им предпочтений, особенно по эмоциональному критерию. Возможно, это люди не проявляют лидирующего поведения в группе, хотя и пользуются симпатией коллектива. Это лишний раз указывает на то, что нельзя смешивать такие понятия как «звезда» и «лидер»13.

Информация о работе Возникновение метода «социометрии»