Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:20, реферат

Описание

Целью данного реферата является изучение видов, свойств и особенностей внимания человека. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы внимания, его виды и свойства;
- рассмотреть способы управления вниманием.

Содержание

Введение 3
1. Понятие внимания и его физиологические основы 5
2. Виды внимания 10
3. Свойства внимания 13
4. Способы управления вниманием 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Внимание.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное бюджетное             учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый  университет) 
 

Кафедра «Прикладная психология» 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Психология» 

на  тему:

«Внимание» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент группы Н-1-2

Николаев  А.В. 

Научный руководитель:

Коробанова  Ж.В. 
 
 
 
 

Москва 2011

 

                                                                      Содержание 

            Введение                                                                                                            3

            1. Понятие внимания и его физиологические  основы                                     5

            2. Виды внимания                                                                                              10 

            3. Свойства внимания                                                                                        13

            4. Способы управления вниманием                                                                 15

            Заключение                                                                                                         18

            Список литературы                                                                                          19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Человек постоянно находится под наплывом различных впечатлений, но замечает лишь самую малую их часть. Существует притча о том, как Шукадева, сын Вьясы, пришел к царю Джанаке, покровителю странствующих философов и отшельников, с вопросом, что такое всепоглощающая сосредоточенность.  В ответ Джанака предложил Шукадеве обойти весь город Митхилу, держа в руках полную чашу с молоком. В пути его должны были сопровождать два стража с обнаженными мечами, и, если бы хоть капля молока пролилась, они отсекли бы ему голову. Когда через несколько часов Шукадева вернулся во дворец, и царь спросил, что он видел, Шукадева ответил, что ничего. На что царь заметил, что это и есть всепоглощающая сосредоточенность. Эта притча показывает, как работает внимание: сосредотачиваясь на чем-либо, мы отвлекаемся от всего остального.

   Внимание  не имеет своего содержания; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании выражается связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем активнее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание - проявление связи сознания и предмета. Говорить о наличии или отсутствии внимания можно только применительно к какой-нибудь практической или теоретической деятельности. Человек внимателен только тогда, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, причем эти направления совпадают.

   Процессы внимания исследуются учёными и психологами много веков. Но мнения многих из них разнятся.

   Одни исследователи утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого процесса или деятельности человека. Другие декларируют внимание как независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, со своими особенностями, несовпадающими с характеристиками других познавательных процессов.

   Действительно, внимание присутствует во всех психических процессах, и отделить его от них невозможно.

   Проблемами  внимания, его свойств и видов занимались такие ученые как А.А. Ухтомский, Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Гальперин П.Я. и др.  Инициалы перед фамилией! Несмотря на расхождения во мнениях, практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.

   Целью данного реферата является изучение видов, свойств и особенностей внимания человека. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    - изучить теоретические основы внимания, его виды и свойства;

    - рассмотреть способы управления вниманием. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. Понятие внимания и его физиологические основы
 

   На  протяжении всей человеческой жизни  происходит постоянное обновление информации. Вся совокупность этой информации об образах, предметах, явлениях, мыслях и чувствах упорядочена благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

   В отличие от восприятия, мышления, памяти внимание не считают особым психическим процессом. Оно проявляется внутри этих процессов.

   Внимание  позволяет на более качественно  высоком уровне воспринимать окружающий мир. Значимость внимания возрастает в моменты повышения активности деятельности субъекта в процессе познания или отражения объективной реальности.

   Внимание  – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, выражающая преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание всегда направлено на что-либо. Под направленностью понимают избирательный характер психической деятельности. В понятие направленности включается и временный характер деятельности, т.е. ее сохранение на определенный промежуток времени. Под вниманием также подразумевается сосредоточенность, углубленность в деятельность. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. В результате цель деятельности достигается, т.е. внимание обеспечивает еще функцию  контроля и регуляции деятельности.

   Внимание  является связью сознания с объектом деятельности.

   Часто внимание выражается в движениях, мимике, позе. В том случае, когда внимание направлено  на мысли и образы, находящиеся в сознании человека, говорят об интеллектуальном внимании. Моторное внимание проявляется, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания, а лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Загадочность и противоречивость внимания привлекла к нему интерес многих ученых, по-разному объясняющих его происхождение и сущность. Н.Н. Ланге выделил основные подходы к проблеме природы внимания:

    - внимание - результат двигательного приспособления;

    - внимание - результат ограниченности объема сознания;

    - внимание - результат эмоции;

    -внимание - результат апперцепции (апперцепция - одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности);

    - внимание - особая активная способность духа;

    - внимание - усиление нервного раздражителя;

     - внимание с т.з. теории нервного подавления.

   Приверженцы первого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без движений, т.к. именно движения позволяют органам чувств  наилучшим образом воспринимать происходящее.

   По  второй теории считается, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

   Третья  теория, развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Четвертая теория интерпретирует внимание, как результат жизненного опыта индивида.

   Некоторые психологи считают, что внимание является первичной и активной способностью, происхождение которой необъяснимо.

   Согласно  шестой гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

   Седьмая теория пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

   П. Я. Гальперин [7] предложил свою трактовку внимания. Ниже представлены основные положения его концепции.

  1. Внимание - один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющий собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

  2.    Функция внимания - контроль за этим содержанием.

  3.    Деятельность контроля (внимания), не имеет особого результата.

  4.    Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится сокращенным,  а не только умственным.

  5.  Контроль осуществляется с помощью  критерия, образца, меры, что позволяет сравнить и уточнить результаты.

  6.    Произвольное внимание – внимание по плану, т.е. контроль осуществляется по нормативу.

  7.  Для формирования новых приемов  произвольного внимания необходимо  проверять ход и результаты  деятельности.

  8. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания будут являться результатом формирования новых умственных действий.

   В настоящее время общепринято  следующее определение: внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на    определённых объектах или определённой деятельности.

   Внимание, с одной стороны, создает благоприятные условия для психической деятельности, а с другой стороны, помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

   Остановимся более подробно на физиологических  основах внимания.

   Внимание  представляет собой сложное психическое  явление, которое можно объяснить только на основе физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П. Павлова [1] и А.А. Ухтомского [2].

   И.П. Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Потом придет оценка важности наступившего события. В дальнейшем индивид в зависимости от оценки примет то или иное решение. Представление И.П. Павлова об ориентировочных рефлексах содержит предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания.

   Е.Н. Соколов утверждает, что ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы, глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов (изменяется характер обмена веществ, дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции), т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической активности мозга.

Информация о работе Внимание