Внимание и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:56, реферат

Описание

Психические явления ориентируют и регулируют деятельность, указывают ей цели и отыскивают способы их достижения. Совокупность психологических качеств человека, отличающая его от других людей, составляет его индивидуальность. Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно и на протяжении детства, и одновременно с ними складываются индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Внимание…………………………………………………….... 5
1.1. Характеристики внимания…………………………………………... 5
1.2. Виды внимания………………………………………………………. 9
1.3. Управление вниманием…………………………………………….. 10
ГЛАВА 2. Память………………………………………………………... 12
2.1. Виды памяти………………………………………………………… 13
2.2. Связь между видами памяти……………………………………….. 15
2.3. Процессы памяти…………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Внимание и память.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

     ГЛАВА 1. Внимание…………………………………………………….... 5

     1.1. Характеристики внимания…………………………………………... 5

     1.2. Виды внимания………………………………………………………. 9

     1.3. Управление вниманием…………………………………………….. 10

          ГЛАВА 2. Память………………………………………………………... 12

     2.1. Виды памяти………………………………………………………… 13

     2.2. Связь между видами памяти……………………………………….. 15

     2.3. Процессы памяти…………………………………………………… 16

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 21

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ВВЕДЕНИЕ

     Изучение  законов возникновения психических  явлений позволило обнаружить неразрывную  связь этих явлений с устройством  и работой головного мозга.

     Психика – это особая форма отражения действительности. В психических явлениях отражаются не только внешние свойства, но их внутренние, скрытые качества. Познавательные действия всегда включены в общий ход жизни человека, в его деятельность и общение с другими людьми. Психические явления поэтому и возникают, что необходимы для жизни, для деятельности и общения.

     Всякая  деятельность человека направляется определенными  побуждениями – совершаются для  достижения определенной цели. Реализация побуждений, воплощение в жизнь того, к чему стремится человек. В выполнении деятельности обязательно участвуют и психические явления, отражающие наше отношение к предметам и событиям внешнего мира.

     Психические явления ориентируют и регулируют деятельность, указывают ей цели и  отыскивают способы их достижения. Совокупность психологических качеств человека, отличающая его от других людей, составляет его индивидуальность. Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно и на протяжении детства, и одновременно с ними складываются индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.

     Управляя  собственной деятельностью, человек  управляет самим собой. В зависимости  от того в каких обстоятельствах  протекает деятельность какую форму принимают ее отдельные звенья, она требует больших или меньших волевых усилий. Все действия, требующие участия воли, называются произвольными. У взрослого, здорового, бодрствующего человека произвольны все его действия и не нуждаются в управлении.

     Произвольные  действия, связанные с затратой значительных волевых условий, называются волевыми. Как и вся деятельность в целом управляется волей. Волевое усилие, специально направлено на удержание внимания и памяти.

     Память и внимание обеспечивает непрерывность психической жизни человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Внимание

     Для того чтобы воспринимать явления  необходимо, чтобы оно смогло вызывать ориентировочную реакцию, которая  позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Это произвольная и непроизвольная направленность и сосредоточенность на каком-либо объекте и называется вниманием. Без него восприятие невозможно. Природа и сущность внимания вызывают серьезное разногласие в области психологии. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытия нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания связаны с тем, что они не образуются в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обуславливает избирательность, сознательность и полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств.  

     1.1. Характеристики внимания

     Внимание  обладает определенными параметрами  и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным характеристикам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключаемость, предметность.

     Длительность  привлечения внимания к одному и  тому же объекту или к одной  и той же задаче называется устойчивостью. Устойчивость существенно повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит на него. Чем интересней объект, тем устойчивее будет внимание.

     Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

     Концентрация  внимания характеризуется сужением сознания, когда другие, актуальные прежде содержания, например, восприятие внешних предметов, из него исчезают. Концентрация предполагает, что выделяемое из окружающего человека явление или предмет являются самыми главными в данный момент. Примером высочайшей концентрации может быть состояние сосредоточенной медитации. Однако это форма возможна лишь при условии внутренней свободы и независимости от актуальных внешних и внутренних воздействий.

     Пример  силы концентрации внимания: в 1794 г. 9-летнему мальчику делали операцию, чтобы удалить опухоль. Обезболивающих не было и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли.

     Очень важное свойство памяти, которое необходимо в любой профессии – распределение. Это субъективное ощущение человека, способного удерживать в поле внимания одновременно определенное число разнородных объектов. Распределение, то есть способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы нескольких фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя не одного из них из поля внимания. Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько не связанных между собой дел. Наполеон мог также одновременно диктовать своим секретарям несколько ответственных дипломатических документов. Однако есть основание предполагать, что одновременно протекает только один сознательный вид психической деятельности, а субъективное ощущение совместимости выполнения нескольких дел обусловлено быстрым последовательным переключением с одного вида деятельности на другую. В таких случаях один из видов деятельности настолько автоматизирован, что не требует к себе внимания. Если же такого автоматизма нет, то совмещение невозможно. Например: нетренированного человека идущего по гимнастическому бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу, в то время как опытный гимнаст легко справляется с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыслительных операций.

     Распределение внимания, по существу, является обратной стороной переключаемости – скорости перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.

     Переключение  может быть произвольным, тогда его  скорость – это показатель волевого контроля субъекта над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей. Непроизвольное переключение внимания очень часто выглядит как рассеянность. Непревзойденной была рассеянность И. Ньютона. Увидев съеденный другом обед, он удивленно воскликнул: «Однако как мы, философы, рассеянны – оказывается, я уже пообедал». Известный математик Гильберт во время одной из домашних вечеринок, когда собралось множество гостей, пошел переодевать по просьбе жены галстук. Сколько его ни ждали, он так и не появился. Оказалось, сняв галстук, он стал раздеваться дальше и лег спать.

     Причина такой рассеянности – бытовые ситуации, которые выводят из сознания контроль за их исполнением и своевременным переключением на другую программу и тем самым дают возможность освободить поле внимания для решения основной научной задачи. Иные особенности у старческой рассеянности (вследствие атеросклероза сосудов головного мозга), которая проявляется в том, что внимание становится неустойчивым и нужны определенные усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то.

     К одной из важной характеристике внимания относится объем, то количество однородных стимулов, которые находятся в фокусе внимания человека в данный момент (у взрослого – 4-6 объектов, у ребенка – не более 2-3). Объем внимания зависит от генетических факторов, от возможностей кратковременной памяти, от профессиональных навыков.

     Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

     Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но их повторением. Примером может послужить телевизионная реклама, которая в сотый раз привлекает взрослого зрителя, вызывает ориентировочную реакцию и у ребенка и даже (может быть еще в большей степени именно в том случае) если ее содержание совершенно нелепо. Устойчивость – временная характеристика внимания. Предметность и обостренная наблюдательность относятся к важным характеристикам внимания. Предметность дает возможность человеку абстрагироваться от несущественных явлений и выбрать те сигналы, которые лично значимы и актуальны для него на данный момент. Например: можно слушать оркестр и не замечать кашля соседа, смотреть интересный мультфильм и не слышать родительские окрики, читать увлекательный роман и пропустить свою станцию метро. Обостренная наблюдательность – это особенность внимания  людей, отличающихся особой пытливостью и профессиональной зоркостью – ученых, художников и людей с творческим мышлением.

     1.2. Виды внимания

     Внимание  классифицируют по трем основным видам: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное внимание, требующее осознанного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида, который в этом случае подавляет свои непроизвольные реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости.

     Произвольное внимание в значительной степени и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавший необходимым непривлекательный труд – и физический, и умственный. По мнению французского психолога Т. Рибо, до возникновения нашей цивилизации произвольное внимание практически несуществовало. Дикарь со страстью предается  охоте, войне, игре, но постоянный труд вызывает у него презрение. А ведь такой труд предполагает резкую конкретную форму произвольного внимания. Даже полуцивилизованные племена чувствуют отвращения к последовательному труду. 

       Произвольность внимания – качество  сугубо человеческое, оно активное (волевое). Человек обладает способностью  сосредоточиться на том, что  для него обязательно интересно  или приятно. До десяти месяцев  ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию, которое часто называют пассивным или эмоциональным. Блеск ярких предметов, знакомые лица родных заставляют ребенка внешне реагировать на происходящее. Произвольное внимание возникает по мере роста и взросления ребенка в результате его общения со взрослым, в социальном контакте. Произвольное внимание семьи тесным образом связано с речью. Только в 2 – 2,5 года настоятельные требования взрослого способны отчетливо направлять поведения ребенка. Полностью созревание произвольного внимания формируется к 12-16 годам.

     Согласно  данным Б. Г. Ананьева: Оптимальное объем внимания  и наилучшая избираемость формируется у взрослого лишь к 33 годам, максимум переключаемости внимания приходится на 29 лет, наилучшая устойчивость – в 34 года.

     Некоторые ученые предполагают, что предрасположенность к произвольному вниманию является одним из факторов социального отбора, так как оно не только условие эффективной работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.

     Послепроизвольное внимание формируется в процессе какой-либо деятельности в связи  с возникшим к ней интересом. Этот вид внимания является самым длительным и эффективным. В течении долгого времени человек может сохранять целенаправленный интерес и увлеченно, без напряжения и усталости, заниматься делом.

Информация о работе Внимание и память