Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность влияние видов семейного воспитание на возникновение агрессии у детей.
Задачи исследования:
Сделать теоретический анализ литературы по проблеме семейных отношений на формирование агрессивности у детей.
Установить зависимость стилей семейного воспитания и уровней агрессии.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть.
I Теоретический анализ проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у ребенка………………………………………… 6
1.1 Психологическая характеристика стиля семейного воспитания.
1.2 Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1. Методы и процедуры исследования. 31
2.2. Результаты исследования. 33
2.3. Рекомендации для родителей. 36
Вывод. 40
Литература. 43

Работа состоит из  1 файл

Семья- курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

 

№1»Принятие отвержение»-шкала отражает интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса: родителю нравится ребенок таким , какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным , неудачливым. Ему кажется , что ребенок не добьется высоких результатов в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение. Он не доверяет и не уважает ребенка.

№2 Кооперация- социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Старается быть с ним не равных, родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

№3 Симбиоз-шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах можно сказать, что родитель стремится  к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, ребенок кажется ему  и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

№4Авторитарная гиперсоциализация- отражает форму и направление контроля за  поведением ребенка , отчетливо просматривается авторитаризм, требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать свою точку мнения. Родитель пристально следит  за социальным достижением ребенка, его индивидуальными особенностями,  привычками, мыслями, чувствами.

№5Маленький неудачник-отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность . Видят ребенка младшим своего возраста. Интересы, чувства, мысли ребенка кажутся родителям детскими. Ребенок представляется не приспособленным , не успешным, открытым для плохих влияний, не доверяют  ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить его от трудностей   жизни и строго контролировать его действия. 

«Несуществующее животное»:

физическая агрессия-наличие кулаков, механических деталей,

вербальная агрессия-рот с зубами, рога, когти, щетина,

косвенная агрессия- прорисовка и затемнения линии контура.

 

В результате исследования по методикам: Методика «Диагностики показателей и форм агрессии»  А. Басса и А. Дарки. Методика А.Я.Варга В.В.Столина «Диагностики родительского отношения» ориентированный на выявление родительское отношение к детям. »Несуществующее животное»

были получены данные по шкалам агрессии, которые свидетельствуют о наличии  физической, вербальной, косвенной форм агрессивности связанной с авторитарным и попустическим стилями воспитания учащихся данного класса. По результатам исследования  у 8 учащихся (что составляет 40%  от общего числа учащихся) преобладает физическая агрессия, уровни   агрессивности средний и высокий ,  у 9 учащихся (45%) косвенная агрессивность, у 3 учащихся (15 %) вербальная  агрессивность.

Демократический стиль воспитания- 6 человек(30% от общего числа учащихся класса).

  Авторитарный стиль воспитания- 12человек (60% от общего числа учащихся класса)

   Попустический стиль воспитания- 2 человека(10 % от общего числа учащихся класса).

 

 

Результаты исследования по методике «Самооценка» Айзенка.

 

                                                                                                                                                          Таблица №3

Фамилия

Баллы

Уровень агрессивности

Средний

Низкий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Высокий

1

Гришко В.

14

2

Болгова Л.

6

3

Молчанова К.

16

4

Ковган А.

13

5

Алехин И.

8

6

Чумак Д.

12

7

Нескоромная Л.

7

8

Бондаренко М.

18

9

Материнская А.

10

10

Иванов Е.

16

11

Шашнин А.

16

12

Зеленский Д.

12

13

Кодацкая Ю.

7

14

Кадацкий Р.

12

15

Светличная М.

15

16

Давидов И.

7

17

Милаш С.

8

18

Литвиненко П.

6

19

Зинченко В.

11

20

Амельченко И.

16

0-7-низкий уровень.

8-14- средний уровень.

15-20-высокий уровень агрессивности.

В результате исследования по методике Айзенка «Самооценка» были получены данные по шкале агрессивности, которые свидетельствуют о наличии определенного уровня агрессивности учащихся данного класса. По результатам исследования  у 5 учащихся (что составляет 25%  от общего числа учащихся) уровень агрессивности низкий,  у 8 учащихся (40%) средний уровень агрессивности, у 7 учащихся (35 %) высокий уровень агрессивности.

                    На диаграмме это показано следующим образом:

        2.3 Рекомендации для родителей.

В результате исследования агрессивности у подростков по методике «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса  и  А.Дарки, методике «Несуществующее животное»,методике А.Я.Варга В.В. Столина «Диагностика родительского отношения» были выявлены такие формы агрессии у детей физическая и вербальная.

В качестве устранения агрессии у подростков можно дать рекомендации как родителям, так и детям. 

На наш погляд, роботи  спілкування дітей гуманішим вчити їх жити в мирі й злагоді зсобою та іншими треба не тількі закликати до добра, милосердя але й засобами практичних тренінгів занять.Як не намагаються підлітки вибудувати барикади відчуження та автономії, все ж вони потребують допомоги надійного дорослого , який  їх розуміє, якому можна  довіряти і кому вони не байдужі яяк  особистості.

  Вивчення проблеми агресивності і, зокрема, проведення нашого дослідження психологічних особливостей виявуагресії в підлітковому віці переконують в актуальні корекційно –профілактичної роботи з підлітками для попередження та подолання агресивних проявів поведінки. Це й зумовило розробку програми групової психологічної роботи, яка пропонується увазі в даній праці.

   Прикладні аспекти групової психологічної роботи знайшли своє відображення  у працях Е.Берна, К.Лєвіна, Я.Перлза, В.Шютца. Корекційна тренінгова програма з подолання підліткової агресівності

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача  -  сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

 

 

В общении у взрослых и детей  вырабатываются принципы общения:

1)     Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2)     Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3)     Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

 

Родители могут любить ребенка  не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен,  на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и  в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые  проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты  (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

     В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями

    Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

     Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

      Принимать активное участие в жизни семьи;

      Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

      Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

      Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

      Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

      Уважать право ребенка на собственное мнение;

      Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

      С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

        В воспитании детей не должны присутствовать  наказания, лучше каждую проблему обговорить, понять и простить.

        Все праздники должны быть общими.

Дети любят ,чтоб их воспитывали «незаметно «, будто семья- сцена театра.

Также очень важно, чтобы дети знали, что их дом теплый, куда можно пригласить друзей, привести бездомного котенка, что «наш дом- наша крепость».

    Важно понимать что ваш  ребенок хороший, если он взял без разрешения, он не преступник, получил двойку, он не тупица.

   Не притесняйте ребенка, не мешайте ему самостоятельности, не применяйте телесных наказаний, помогайте ему, будьте терпеливыми , если у вас разные мнения.

   Постарайтесь прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие действия и поступки подростка, его сопротивление разумным доводам взрослых. Следует попытаться объективно разобраться в том, что на самом деле происходит, почему подросток ведет себя именно так, а не иначе.

На данный вопрос обязательно должен быть получен обстоятельный вопрос и понятный ответ, к какой-то степени и не только объясняющий, но оправдывающее поведение подростка.

     Подумать над тем, как лучше убедить подростка изменить свое поведение.

     Принять решение и действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

     Настойчиво продолжать добиваться своего, действуя так до тех пор, пока проблеме не будет решена.                                   

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей