Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность влияние видов семейного воспитание на возникновение агрессии у детей.
Задачи исследования:
Сделать теоретический анализ литературы по проблеме семейных отношений на формирование агрессивности у детей.
Установить зависимость стилей семейного воспитания и уровней агрессии.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть.
I Теоретический анализ проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у ребенка………………………………………… 6
1.1 Психологическая характеристика стиля семейного воспитания.
1.2 Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1. Методы и процедуры исследования. 31
2.2. Результаты исследования. 33
2.3. Рекомендации для родителей. 36
Вывод. 40
Литература. 43

Работа состоит из  1 файл

Семья- курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и        

                особенности контроля за его поведением

 

 

                                                          Свобода

                  ( предоставление самостоятельности )

 

    устранившийся                                                 либеральный

          безразличный                                                              помогающий

 

    Враждебность                                                                                      Любовь                                                                                                                                                         

требовательный,                                               покровительствующий,

            нетерпимый,                                                                чрезмерно оберегающий

суровый, властный                                                       

 

                                                  Контроль

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.  Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

 

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1.      Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2.      Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3.      Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4.      Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 

 

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

  Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.  

    Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

               Выделяют несколько типов неправильного воспитания :

Безнадзорность, бесконтрольность- встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям.

    Гиперопека- жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором , он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постоянно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они  принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки- воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить  свои возможности , преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это он обвиняет  всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация

характера, принося человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

          Воспитание по типу Золушка- в обстановке эмоциональной отверженности , безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец и мать его не любят, тяготятся им , хотя посторонним может казаться , что родители достаточно внимательны и добры к нему. « Нет ничего хуже притворства доброты,- писал Л.Толстой, -притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает сильно когда кого-то из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание»- за малейшую провинность ребенка сурово наказывают  и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх –самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникает на основе страха).

 

Воспитание в усливиях повышенной моральной ответственности- с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

    Одним из самых недопустимых методов воспитания в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха.

Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы,  которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.

      Ученые выделили это явление в особый  феномен  и назвали его СООСД- синдром опасного обращения с детьми. В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности  лиц, знавших, но не сообщивших в СООДС.

     Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впослед-

ствии  они сами нередко становятся  жестокими. Им начинает нравится унижать других, бить, издеваться.

К физическим наказаниям  чаще прибегают в семьях с низким статусом

отца, со старыми «ременными» традициями, ущемлёнными матерями, с низкими заработками.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность  во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слышать и слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

   Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» в взаимоотношениях, если родители не обладают  необходимой чуткостью  и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, «сфальшивят» в тоне разговора. Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникать в интересы и заботы детей, но дети этого принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не умеют войти в мир без нажима, навязывание свои взглядов, критических замечаний «из-за желания добра», без нервозности  и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: « Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»

  Не редкость и следующий  вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения  с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества.

     Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения вызывают односторонние  увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке наркотикам. И хотя родители правы их дети убеждены что праві не родители а они сами лучше знают как им жить.  

      Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить  к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

       Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи:

структурную и психологическую.

Структурная деформация семьи- не что иное, как нарушение её структурной целостности. В наши дни это обычно связано с отсутствием одного из родителей.

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, а также с системой отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п. Сюда можно отнести самые разные факторы – от жажды накопительства до алкоголизма.

    Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее  девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками  в семьях с отцами и без них в первые годы жизни  детей. В ходе одного исследования было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матерями –вдовами, были менее самостоятельны, проявляя тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети у которых были отцы. (П. Массен, Дж. Конджер и др. 1987). При обследовании детей старшего возраста  выяснилось , что поведение мальчиков растущих без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны , оказалось , что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями , мало чем отличается от тех кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной разнице обнаруживается разница в пользу полной семьи.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является

Важнейшей причиной  нарушения личностного развития ребенка.

Это подтверждалось и статистическими данными как (зарубежными , так и отечественными):выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной , направленности существенно отличаются и между собой по критерию «полная- неполная семья».

В настоящее время все больше внимания уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

   Дисгармоничное развитие некоторых черт характера  ребенка может зависить от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивают  специфику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических  реакций,    неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт.

   В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, от учителя и от группы сверстников возрастает, но эти изменения определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так,  как он был воспитан своими родителями. По Сирсу,  детское развитие – зеркало практики воспитания ребенка.

  Родители как центр ориентации и идентификации отступают для подростков на второй план – лишь в определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать  остаются главными эмоционально близкими людьми.

Родительско – детское  взаимодействие в значительной мере от материнского отношения к ребенку, т.е. «репертуар», «тональность»действия матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действия и переживания.     

                                                       Воспитательный потенциал семьи

Существует классификация семей не только по составу ( многодетные семьи, малодетные , однодетные, бездетные семьи) ,но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П.Азаров  делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М.И.Буянов выделяет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные ,в которых имеются явные дефекты воспитания . Как правило , в неблагополучных семьях  дети больные, так как  за постоянную напряженность и отверженность в семье  ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями , тесно связанными между собой.

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей