Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данным проблемам;
подобрать методики для исследования;
выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.

Работа состоит из  1 файл

Долматова А. Темрерамент и конфликт.doc

— 1.63 Мб (Скачать документ)

 

 

 Низкий. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже” никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально невзирая на лица.

Средний. Вы слывете человеком конфликтным, но на самом деле конфликтуете лишь, если нет другого выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к Вам уважение.

Высокий. Споры и конфликты это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечание в свой адрес, можете “съесть живьем”, Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Трудно приходиться тем, кто с Вами рядом.

          

Для изучения стиля поведения  в конфликтной ситуации мы применили  тест  К. Томаса «Стили разрешения конфликтов». Тест содержит 30 пар суждений. Учащимся была предложена следующая инструкция: «В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой)».

Интерпретация результатов:

Количество баллов, набранных  индивидом по каждой шкале, дает представление  о выраженности у него тенденции  к проявлению  соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Суммы баллов, соответствующие  каждому  из пяти стилей, следует  проранжировать. Доминирующий стиль  –   тот, по которому набрано  наибольшее  количество баллов, на втором месте стиль, используемый часто,  и т.д. до последнего – наименее характерного (Приложение 3).

 

3.3.  Анализ результатов исследования влияния  темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

В результате проведенного психодиагностического исследования учащихся 9-10 классов, были получены следующие данные, которые мы внесли в таблицу «Сырые данные» (Приложение 6).

В результате проведения методики на определение типа темперамента были получены следующие данные.

У 41% учащихся преобладает холерический тип темперамента. Это люди, нервная система которых определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно. Они не успевают себя затормозить, сдержать. Проявляют нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

38% учащихся - сангвиники. Люди с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладают быстрой реакцией, их поступки обдуманны. Такие люди жизнерадостны, благодаря чему их характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Это общительные люди, которые легко сходится с новыми людьми, и поэтому у них широкий круг знакомств

У 13% учащихся наблюдается флегматический тип темперамента. Это сильные, уравновешенные личности, с инертной нервной системой, вследствие чего реагируют медленно, обладают высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

8% - меланхолики. Учащиеся со слабой нервной системой, обладающие повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика». Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Полученные результаты можно представить в виде диаграммы 3.1.

Гистограмма 3.1. Процентное распределение типа темперамента учащихся 9-10 классов

Наглядно результаты изучения типа темперамента учащихся 9-10 классов по методике Айзенка в модификации Г.Резанкиной можно просмотреть на схеме 3.1., на которой отметка в виде         соответствует типу темперамента каждого учащегося исходя из пересечения шкал экстраверсии и стабильности.


 

Схема 3.1.


 

       Анализируя результаты анкетирования учащихся, можно отметить следующее:

29% учащихся со средним уровнем конфликтности; 54 % учащихся с уровнем конфликтности ближе к среднему. Они конфликтуют лишь, если нет другого выхода. Твердо отстаивают свое мнение, не думая о том, как это отразиться на приятельских отношениях. При этом не выходят за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений.

17 % учащихся с уровнем конфликтности выше среднего. Споры и конфликты это воздух, без которого они не могут жить. Любят критиковать других, но если слышат замечание в свой адрес, могут “съесть живьем”.

Очень низкого, низкого, ниже среднего и высокого уровня конфликтности выявлено не было.

Полученные результаты можно представить в виде гистограммы 3.2.

 Гистограмма 3.2.  Результаты изучения уровня конфликтности

                                 учащихся 9-10 классов

 

В ходе исследования мы определили стиль поведения учащихся в конфликтной ситуации. Данные методики распределились следующим образом:

32% - учащихся имеют стиль соперничества. Данный стиль сопровождается открытой борьбой за свои интересы. Такая стратегия обязательно предполагает выигравшего и проигравшего. Человек, использующий    эту     стратегию,    весьма     активен и предпочитает идти к

разрешению конфликта собственным  путем. Такой участник конфликта  не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на волевые решения.

19% - учащихся имеют стиль сотрудничества. Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.

У 19% учащихся наблюдается приспособление. Стратегия сглаживания противоречий, в основном поступаясь своими интересами. Человек не пытается отстаивать свои права и соглашается делать то, чего хочет другой человек.

У 16% - учащихся преобладает  стиль избегание. Этот стиль заключается в  стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и  не настаивая на нем.

У 14% - учащихся наблюдается компромистический стиль. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

Наглядно это можно проследить на гистограмме  3.4

Гистограмма 3.4.  Результаты изучения стиля поведения в конфликтной  ситуации    учащихся 9-10 классов.

 

Сопоставляя результаты тестирования  учащихся, было установлено, что у учащихся  с холерическим типом темперамента наблюдаются уровни конфликтности:  выше среднего ( 40%); средний (47%);ближе к среднему (13%). У учащихся с сангвиническим типом – наблюдается уровень конфликтности ближе к среднему (71%) и средний (29%). У учащихся флегматического и меланхолического типов наблюдается уровень конфликтности ближе к среднему (100%).

Данные наглядно отображены на гистограмме 3.5.

Гистограмма 3.5.  Сопоставительный анализ тестирования

Сопоставляя результаты тестирования  учащихся, было установлено, что  учащимся  с холерическим типом темперамента (41%) соответствует  стиль поведения в конфликтной ситуации соперничество (73%) и избегание (27%). У учащихся с сангвиническим типом (38%) наблюдается три стиля поведения в конфликтах – это сотрудничество( 50%), компромисс (36%), а так же приспособление ( 14%). У учащихся флегматического типа наблюдается стиль поведения в конфликте: приспособление (100%). Меланхоликам соответствует тип избегания (100%).

Данные наглядно отображены на гистограмме 3.6.

 

Гистограмма 3.6.  Сопоставительный анализ тестирования

Таким образом, анализируя полученные результаты трех методик, мы можем отметить следующее:

- у учащихся холерического типа  темперамента  доминирует  уровень  конфликтности выше среднего, средний  и стиль поведения в конфликте  соперничество.  Это свидетельствует  о том, что такие учащиеся  воспринимают группу как помеху  к своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Они уклоняются от совместных форм деятельности, предпочитая индивидуальную работу. Кроме того, учащиеся ведут открытую борьбу за свои интересы в ущерб интересам других;

 - у учащихся сангвинического типа  темперамента доминирует стиль сотрудничества и компромисса, а также уровень конфликтности ближе к среднему. Такие учащиеся воспринимают группу как самостоятельную ценность. У них на первом плане проблемы группы. Коллективисты заинтересованы в успехах каждого члена группы, поэтому готовы со всеми  сотрудничать, идти на взаимные уступки;

- у учащихся с флегматическим  типом темперамента доминирует  стиль поведения в конфликтной  ситуации приспособление и уровень  конфликтности ближе к среднему. Это означает то, что флегматик  действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Он можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для него. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент. Этот стиль используют тогда, когда  чувствуют, что, немного уступая, теряют мало;

- у учащихся с меланхолическим  типом темперамента доминирует стиль поведения в конфликтной ситуации избегание и уровень конфликтности ближе к среднему. Это означает то, что учащиеся не отстаивают свои права, не сотрудничают ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегают разрешений конфликта. Предпочитает более компетентных членов группы, которые могут оказать ему помощь, взять на себя решение сложной проблемы, ведь сам он избегает ответственности за свои решения. Такие учащиеся стремятся выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая, но и не настаивая.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники  по проблемам изучения конфликтного поведения и стилей поведения  в конфликте.

Изучение конфликта, как  неотъемлемой части социального взаимодействия  и темперамента, как основы психодинамической организации личности, занимает важное место в социальной психологии.

Конфликты пронизывают  все сферы общественной жизни  и, поэтому, человек сталкивается с  ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.

Конфликт – это  сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого зависит от личностных особенностей, в том числе и особенностей темперамента.

Под темпераментом следует  понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.

Таким образом, можно  считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в конфликтных ситуациях.

Исследование показало, что у учащихся холерического  типа темперамента (41%)  доминирует  уровень конфликтности выше среднего, средний и стиль поведения в конфликте соперничество(73%).  Это свидетельствует о том, что такие учащиеся воспринимают группу как помеху к своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Они уклоняются от совместных форм деятельности, предпочитая индивидуальную работу. Кроме того, учащиеся ведут открытую борьбу за свои интересы в ущерб интересам других.

 У учащихся сангвинического типа  темперамента(38%) доминирует стиль сотрудничества (50%) и компромисса (36%), а также уровень конфликтности ближе к среднему. Такие учащиеся воспринимают группу как самостоятельную ценность. У них на первом плане проблемы группы. Коллективисты заинтересованы в успехах каждого члена группы, поэтому готовы со всеми  сотрудничать, идти на взаимные уступки.

Учащимся с флегматическим  типом темперамента(13%) соответствует стиль поведения в конфликтной ситуации приспособление (100%) и уровень конфликтности ближе к среднему. Это означает то, что флегматик действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Он можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для него. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент. Этот стиль используют тогда, когда чувствуют, что, немного уступая, теряют мало.

Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации