Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данным проблемам;
подобрать методики для исследования;
выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.

Работа состоит из  1 файл

Долматова А. Темрерамент и конфликт.doc

— 1.63 Мб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИСКАТЕЛЬ»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ФИЛИАЛ

 

СЕКЦИЯ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ

 

                                                                           Работу выполнила:

                                                                           Долматова

                                                                           Анастасия Валерьевна, кдч    

                                                                           учащаяся  9 класса 

                                                                           Рощинской общеобразовательной

                                                                          школы I-III ступеней

                                                                          Джанкойского района

 

 

                                                                          Научный руководитель:

                                                                          Кащеева Марина Викторовна,

                                                                          практический психолог

                                                                         Рощинской общеобразовательной

                                                                          школы I-III ступеней

                                                                          Джанкойского района

 

 

 

Джанкойский район, 2011г.

 

 

Содержание

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования состоит в том, что в современном  мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой  интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

      В отечественной  психологии выделяется задача, заключающаяся   в исследовании различных свойств  личности, которые формируются и  проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

        Человек всегда находится в  обществе, его повсюду окружают  другие люди – знакомые и  незнакомые: в семье, в учебном  заведении, на работе, в магазине  и т.д

       Во  всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

        При общении происходит столкновение  этих взглядов, мыслей. Возникают  споры и  конфликты. В силу  своих особенностей, каждый человек  ведет себя определенным образом.  Как при общении у кого-то  поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.

          Исходя из этого, объектом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.

      Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать литературные источники по данным проблемам;
  2. подобрать методики для исследования;
  3. выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
  4. установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.

        Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамичекой организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.

        Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу учащихся 9-10 классов Рощинской общеобразовательной школы; количество человек –37, возраст –14-15лет.

Для исследования были применены следующие  методы:

    1. Самотестирование «Уровень конфликтности личности».
    2. Тест  К. Томаса «Стили разрешения конфликтов».
    3. Тест–опросник Г. Айзенка

        Научная актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена.

         Практическая значимость: результаты  данной  работы могут быть применены   в повседневном общении, так  как каждый человек сталкивается  с конфликтными ситуациями. Наблюдая  за поведением другого человека, зная его темперамент, можно  предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Темперамент

1.1 Психологические теории темперамента

 

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum – надлежащее  соотношение черт от  tempero – смешиваю  в надлежащем состоянии) – характеристика  индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [12].

Известный психолог Мерлин писал: "Представьте  себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей".

Темперамент – качество  личности, сформировавшееся в личном опыте  человека на основе  генетической обусловленности  его типа нервной системы и  в значительной мере определяющее стиль  его деятельности. Темперамент относится к биологически  обусловленным подструктурам личности.

Когда говорят  о темпераменте, то имеют в виду многие психические  различия между людьми – различия  по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально – устойчивые  особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический  фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

 

Темперамент отражает динамические аспекты  поведения, преимущественно врожденного  характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [2].

Итак, под темпераментом следует  понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Создателем учения о  темпераментах считается древнегреческий  врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови , флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих          в его состав. Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч.- phlegma “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”),  и меланхолика (от греч. melan chole  “   черная желчь ”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий [15].

 

На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Широкую известность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера в которых обосновываются представления о том, что различия в типах строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают и на определенные различия в темпераменте. Американский ученый У. Шелдон также ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной степени развития различных тканей организма, и особенности темперамента. Соматические теории не следует чрезмерно противопоставлять гуморальным: как тип строения тела, так и динамические свойства психики могут быть следствием одной и той же причины – результатом  действия гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Параллельно с представлениями  о гуморальных, соматических источниках различий по темпераменту развивались (начиная с середины XVIII в.) идеи, получавшие все более полное и доказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилось обращение И.П. Павлова" к изучению свойств головного мозга. Великим физиологом было разработано учение о типах нервной системы, или, что то же самое, типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения. Важное значение имеет и другой показатель – подвижность нервных процессов: это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.       

Некоторые из сочетаний  свойств типа, которые встречаются  чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно:

сангвиническому темпераменту соответствует сильный  уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому темпераменту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту — сильный неуравновешенный тип меланхолическому темпераменту – слабый тип нервной системы.

 

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип  нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно  неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок,  жизненных обстоятельств нервные процессы могут измениться.

Темперамент тесно связан с продуктивностью  работы человека. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от  него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, однообразия, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно  и нужно предвидеть особенности  реакции лиц с разным типом  темперамента и адекватно на них  реагировать.

И.П.Павлов выделил ещё три "человеческих типа" высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к абстрактно-логическому мышлению. У людей художественного типа (преобладает активность сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него откладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Большинство людей (80%) относятся к "золотой середине", среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.

Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации