Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Младший  школьный возраст является наиболее  ответственным этапом школьного  детства. Высокая сензитивность  этого возрастного периода определяет  большие потенциальные возможности  разностороннего развития ребенка.  А также правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

    Играет  также большую роль и межличностное  общение. Свобода, доброжелательность, сотворчество обусловливают и взаимоотношения в игре педагога и ребенка. В игровой среде ученик нее может быть объектом прямого воздействия педагогов, как в учебном процессе, когда их отношения строго регламентированы, ограничены определенной ролевой позицией каждого из них.

    В  игре позиции педагогов и детей  разнообразны, динамичны, менее регламентированы. Ученик здесь активный участник, субъект организации игры. И этому,  прежде всего, способствует эмоционально  значимое игровое окружение и вызывающая положительный эмоциональный настрой система развивающих отношений.

    Средства  в достижении цели социального  роста ребенка могут быть самые  разнообразные, и прежде всего  они должны отвечать его интересам  и возрастным особенностям. Поэтому важнейшее значение в социальном развитии ребенка может иметь игра.

    Игра  в тех формах, в каких она  существовала в дошкольном детстве,  в младшем школьном возрасте  начинает утрачивать свое развивающее  значение и постепенно заменяется  учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в течение от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися, также это могут быть игры на межличностные отношения.

    Участие  младших школьников в таких  играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

    Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.К. Бондаренко.

    Разные  подходы к детской игре отражены  во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

    Каждый  из этих подходов, выделяя какую  – то сторону игры, в конечном  счете, оказывается недостаточным  для объяснения сущности, специфики  детской игры в целом. А также  в формировании важного значения  в социальном развитии ребенка  может иметь игра. Без игр воспитательный процесс представить нельзя. Например, можно сказать, что жизнь детского объединения – это игра, а любая игра – это основа жизни младших школьников.

    Игры, которые проводятся с детьми, различны не только по содержанию, но и по времени. И места проведения игр самые разные: школа, холл, лес, пляж и даже поход.

    Интерес  ребенка к игре обусловлен  многими факторами: стремлением  узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера и  просто развлечься. Все эти факторы  учитывают педагоги. С детьми проводят и развлекательные, и познавательные, и такие игры, где нужна ловкость и сноровка.

    Заслуживает  внимания мнение С.А. Шмакова  о том, что, все таки существуют  игры с наибольшим социальным  запасом и ориентацией на социализацию  личности человека».

    Автор  называет их социальными. Наиболее  ярко особенности этого типа  игр С.А. Шмаков раскрывает  в своих характеристиках сюжетно  – ролевой игры. Мы приводим  из близко к авторскому тексту.

Итак, ролевая игра имеет  социализирующий  эффект, поскольку она:

  • представляет собой форму моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений;
  • воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме;
  • выступает активной формой экспериментального поведения.

    Для  данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие социально ориентирующей игры.

    Социально  ориентирующая игра – это большой  импровизированный спектакль, в  котором участвуют все. В этих  играх создаются ситуации выбора, когда ребенок выбирает не  только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.

    Главный  педагогический смысл этих игр  – создание условий для социальных  проб детей в имитируемой социальной  деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен  найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отклонения – уже не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут расходиться друг с другом.

    Несмотря  на то, что игровая деятельность  является ведущей  дошкольном  возрасте, значимость ее не снижается  и у детей младшего школьного  возраста. Л.С. Выготский отмечал,  что в школьном возрасте игра  и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

    Отсюда  – сущность проблемы заключается  во влиянии игры на развитие личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательности и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

    Актуальность  поднятой проблемы вызвана потребностью  психологов, педагогов, родителей  в совершенствующихся методах  психолого-педагогического воздействия  на формирующуюся личность ребенка  с целью развития коммуникативных  коммуникабельных отношений.

    Определение  проблемы и актуальности темы  позволяет сформулировать достаточно  конкретно цель исследования: разработать  и доказать эффективность игровых  средств для развития межличностных  отношений среди детей младшего  школьного возраста.

    Объект исследования – процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

    Предмет исследования – игровые средства развития творческого начала младших школьников.

    Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

    Исходя, из этого можно сформировать следующую гипотезу: развитие  младших школьников средствами игры на личность будет эффективно при условии:

  • изменение позиции личности в коллективе;
  • корректировка взаимоотношений в совместной деятельности;
  • влияние на характер участия детей в деятельности.

    Из  поставленной гипотезы вытекают  следующие задачи:

  1. изучение специальной литературы по данной проблеме;
  2. характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
  3. разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;
  4. проведение педагогического эксперимента поданному исследованию;
  5. обобщение результатов исследования.

    В исследовании использовались следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • наблюдение, беседа, тестирование;
  • констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

    Теоретическая  и практическая значимость исследования  заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

    База исследования: ученики 3 «А» класса СШ№4 (8 мальчиков, 9 девочек); 3 «Б» класс СШ№4 (10 мальчиков, 8 девочек) город Щучинск. В экспериментальном исследовании участвовало тридцать пять человек младшего школьного возраста. 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы игры как средство воспитания. 

    1. Исторические  предпосылки возникновения  игры
 

    Игра  – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития  не меньше, а, может быть, даже  и большее значение, чем огонь и колесо …. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его традициями и комедиями, сильными и слабыми сторонам. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементе драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?

    Детство  существовало не всегда. О возникновении  детства можно говорить лишь  тогда, когда исчезает возможность  непосредственного включения детей  в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.

    Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ведь игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть.

    Люди  всегда играют с удовольствием.  В игре происходит освоение  или новых социальных ролей,  самореализация, приобретение нового  социального опыта. Игра увлекает  и включает человека в новые  для него отношения. Как считает известный голландский исследователь игры Йохан Хейзинга, всякая игра есть, прежде всего, и в первую голову свободная деятельность.

    Игра  не возникает стихийно, а складывается  в процессе воспитания.

    Являясь  мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

    «Игра,  игровая деятельность, один из  видов деятельности, характерных  для животных человека» - отмечается  в Педагогической энциклопедии. Понятие «игра» («игрица») в русском  языке встречается еще в Лавреньтьевской  летописи. В летописи говорится  о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе».

    По  свидетельству Платона, еще жрецы  Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

    Попытку  систематического изучения игры  первым предпринял в XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К.Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста