Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния игры на социальный статус младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 99.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

    Для  «звезд» характерны такие качеств,  как общительность, высокая успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие, активность, адекватная  самооценка, самостоятельность, справедливость, серьезность, ответственность.

    У  «Предпочитаемых» можно отметить  следующие черты личности: активность, общительность, самостоятельность,  старательность, интеллектуальные  способности выше средних, привлекательная  внешность, но и обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.

    Для  «Игнорируемых» характерны следующие  качества: средние способности, замкнутость,  неконтактность, застенчивость, рассеянность, агрессивность, обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность, капризность, склонность ко лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий).

    Для  «Изолированных» характерны такие  качества, как непохожесть на  остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже  средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность, невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность, ябедничество.

    Таким  образом, в данной выборе на  популярность ребенка влияют  его индивидуально – личностные  особенности, поведение, успехи  в учебе, коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п.

    У  популярных среди сверстников  детей отмечаются следующие качества: высокие интеллектуальные способности  («хорошо учиться»), активность, общительность,  внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность,  адекватная самооценка, уравновешенность, специфические способности («хорошо учиться»).

    Для  непопулярных детей характерны: неконтактность (застенчивость), слабая  успеваемость, несдержанность, агрессивность,  слабый уровень конфортности, непривлекательная  внешность, склонность к ябедничеству, обману и нарушениям дисциплины.

    Таким  образом, экспериментально доказано, что между социальным статусом  ребенка в группе сверстников  существует прямая взаимная связь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Данная  работа имеет практическую значимость, так как результаты проведенного исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с семьями, психологов детских учреждений, педагогов родителей.

    Повышению  статуса ребенка способствует  реалистичность его самооценки, самоуважение, общительность, активное участие в общих делах, средний уровень конформности (стремления соответствовать групповым нормам и правилам), ориентированная на другого индукция (предвидение возможных последствий своих действий для других людей).

    Все  вышеперечисленные качества личности растущего человека в первую очередь предопределяются семьей и семейным воспитанием. Самооценку и самоуважение у ребенка формируют родители (и другие члены семьи), усвоение групповых норм и правил (процесс первичной социализации) также происходит в кругу близких людей. О последствиях тех или иных действий для других людей ребенку также сообщают родители. Наконец, поддержка и понимание со стороны семьи (близких, родителей) тоже  помогают детям пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

    Гармония  во взаимоотношениях взрослых  членов семьи (родителей) позволяет  детям сформировать правильное  представление о себе и других  – в самом начале этого процесса  роль «других» отводиться родителям;  образцы поведения дети копируют тоже в первую очередь с родителей. А значит и их популярность среди сверстников во многом определена обстановкой внутри семьи, т.е. чем гармоничнее взаимоотношения родителей, тем выше популярность ребенка.

    Для  популярных среди сверстников  детей характерны следующие качества: высокие интеллектуальные способности, активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, а также специфические способности и навыки.

    Что касается не пользующих популярностью сверстников детей, то для непопулярных детей свойственны: необщительность, напрямую зависящая от низкой самооценки; чрезмерная агрессивность; низкий или, наоборот, высокий уровень конформности; вызывающее поведение.

    Как  отмечается в ряде отечественных  исследований, при измерении сферы  общения наиболее устойчивыми  оказываются статусы «лидеров»  и «изолированных», т.е. положение  «звезды» и положение «изолированного»  имеет тенденцию к закреплению  и может сохраняться длительное время. Безусловно, для развития личности ребенка неблагоприятно состояние длительной психологической изоляции в малой группе (коллективе), это приводит к определенной деформации его личности. Однако и постоянное пребывание в статусе «звезды» тоже представляет определенную опасность для формирующейся личности.

    Поэтому  одной из задач психолога детского  учреждения является коррекция  социального статуса ребенка  в группе. Хотя и принято считать,  что в любом коллективе всегда  будут «изолированные»- это своего рода естественный отбор, - тем не менее, необходимо способствовать повышению социального статуса ребенка в группе.

Для чего рекомендуется:

1. Включать в  совместную деятельность лиц  с противоположными социальными  статусами («звезд» и «изолированных»);

2. Чаще давать  «изолированным» общественные поручения;

3. В младшем  школьном возрасте на установке  детей влияет мнение учителя,  поэтому преподавателю нужны  чаще хвалить непопулярных детей  даже за незначительные успехи, подчеркивать достоинства. «Звезд», наоборот, реже обращать внимание класса на какие – то «рядовые» успехи и достижения, критиковать, но справедливо (то же самое можно порекомендовать и родителям);

4. Хорошо влияет  на общую групповую сплоченность  совместная внеклассная деятельность.

    Способствовать  улучшению взаимоотношений ребенка  со сверстниками  может родительская  поддержка, внимательное отношение  к ребенку, чуткость и искреннее  сопереживание, ненавязчивость воспитательных  мер и частое проявление родительской  любви (пристальное внимание, контакт глаз и тактильный контакт). Как известно, все родители любят своих детей, но далеко не все умеют любить, т.е. проявлять свою любовь. Теплота семейных взаимоотношений, в которой так нуждается ребенок, способствует формированию у него ценных личностных качеств, а значит и повышению его популярности среди сверстников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Б.В. Куприянов,  М.И. Рожков, И.И. Фришман. «Организация  и методика проведения игр  с подростками». (Москва, гуманитарный издательский центр, 2001)

2. Е.М. Минскин  «От игры к знаниям» (Москва  «просвещение» 1982)

3. Е.М. Минскин  «игры и развлечения в группе  продленного дня» (Москва «просвещение»  1983)

4. Б.П. Никитин  «Ступеньки творчества или развивающие  игры» (Москва «просвещение» 1990)

5. «Детская психология» А.А. Люблинская (Москва «просвещение» 1971).

6. А.К. Бондаренко  «Дидактические игры в детском  саду»

7. Выготский  Л.С. «Игра и ее роль в  психическом развитии ребенка»  1966г.

8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя». М., 1981г.

9. Жуковская Р.И. «Игра и ее педагогическое значение» М., 1975г.

10. В.Е. Кемеров  «Взаимопонимание» М., 1984г.

11. А.В. Филиппов  «Психолог советует наставнику»  М., профиздат, 1986г.

12. Т.А. Аржакаева,  И.В. Вачков, А.Х. Попова «Психология  развития».

13. С.В. Титов «Добро пожаловать, игра!» г. Москва, 2004 г.

14. Григорьева  Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.  Основы конструктивного общения:  Методическое пособие для педагогов  – психологов. Издательство Новосибирск  1999 г.

15. Овчаренко  О.А. Подросток и конфликт: Пособие для волонтеров. Алматы 2002 г.

16. «Психология  и педагогика», под редакцией  Радугина А.А., 1997 г.

17. «Педагогическая  психология» Л.Д.Столяренко, Ростов  – на - Дону, 2003 г.

18. «Педагогическая  психология»  Л.Д. Столяренко, Ростов – на – Дону, 2004 г.

19. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,1987.-144с.- (Психологическая наука – школе). 
20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 
21. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966. 
22. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с. 
23. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с. 
24. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. 
25. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.:

Образование,1996. 
26. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972. 
27. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986. 
28. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М.:Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей). 
29. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с. 
30. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999. 
31. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3. 
32. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2. 
33. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с. 
34. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с. 
35. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф. Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.VII, с. 420. 
36. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил. 
37. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с. 
38. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 
39. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988. 
40. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с. 
41. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с. 
42. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576с. 
43. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. 
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с. 
45. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности Педагогика. – 1998. - №3. 
46. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М. 1968.-174с. 
47. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 
48. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10. 
49. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей). 
50. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 
49. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с. 
50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с. 
51. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с. 
52. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4. 
53. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.:Просвещение: Владос, 1995. 
54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М.,1985. – 69с. 
55. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 1955. – 126-139с. 
56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 
57. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с. 
58. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. 
59. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Вопросы психологии. – 1994. - №5. 
60. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника
 
 
 

 

(Приложение 1)

Матрица  выбора

 
 
Кто выбирает

Кого  выбирают

Итого 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  

Балташев  Дархан

¨   1         1   1 3        
Бурковский  Вадим 1 ¨     1 1 1   1 1          
Гусева Любовь   1 ¨ 1   1       1 2 1 1 1  
Дукардт Анастасия     1 ¨   1 1 1   1 1 1 1 1  
Кармошев Ертаргын 1 2     ¨ 1   2       1 1 1  
Клевер Сергей   1 1   1 ¨ 1 1     1   1    
Есимова Аягуль 1 1 1       ¨ 1       1 1 1  
Лебедев Алексей 1       1 1   ¨ 1   2        
Лисовская Наталья       1     1 1 ¨         1  
Манжио Владимир 1 1 1   1 1   1   ¨ 1 1      
Скороходов  Вячеслав       1   1   2   2 ¨        
Умуртаева Нурумгул     2 2     1   1     ¨ 1 2  
Шмидт Диана     1 2     1   2     1 ¨ 2  
Шиховцова Александра     1 1       1 2   2   1 ¨  
Количество  выборов 5 5 9 8 5 7 6 11 7 6 12 6 7 9 103
Количество взаимных выборов     0,5 1       1 1 0,5 2,5     1 7,5

Информация о работе Влияние игры на социальный статус детей младшего школьного возраста