Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение и анализ источников.
2. Изучение особенностей сенсорного развития детей.
3. Определение дидактических игр для развития сенсорики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольника……………………………...
5
1.1.
Понятие и значение сенсорного развития…………………………...
5
1.2.
Сенсорное воспитание детей…………………………………………
7
1.3.
Сенсорные эталоны……………………………………………………
7
1.4.
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста
8
1.6.
Основные принципы сенсорного развития детей…………………...
14
Глава 2. Дидактические игры для дошкольников………………………
18
2.1.
Современные представления об игре………………………………...
18
2.2.
Место дидактической игры в развитии дошкольников……………..
22
2.3.
Виды дидактических игр……………………………………………...
24
2.4.
Стадии дидактической игры………………………………………….
25
Глава 3. Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников………………………………………………………………..
29
3.1.
Сенсорное развитие и дидактические игры………………………….
29
3.2.
Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников……………………………………………….
31
3.3.
Проведение экспериментальной работы……………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………….
34
Список используемой литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курс Дидактические игры и сенсорное воспитание.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

На начальном этапе  было проведено исследование уровня сенсорного развития дошкольников, были получены следующие результаты:

№ п/п

ФИ ребенка

Уровень сенсорного развития

1

Лиза М.

Средний

2

Настя П.

Низкий 

3

Петя И.

Низкий

4

Андрей Г.

Средний

5

Артем Р.

Средний

6

Амалия М.

Средний

7

Катя С.

Средний

8

Слава К.

Низкий 


 Таким образом,  мы видим, что на начальном  периоде исследования в группе  было 63% детей со средним уровнем  сенсорного развития, 37% детей –  с низким уровнем и ни одного ребенка  с высоким уровнем сенсорного развития.

После проведения серии  дидактических игр с детьми мы получили следующие результаты:

 

№ п/п

ФИ ребенка

Уровень сенсорного развития

1

Лиза М.

Высокий

2

Настя П.

Средний

3

Петя И.

Средний

4

Андрей Г.

Средний

5

Артем Р.

Высокий

6

Амалия М.

Высокий

7

Катя С.

Средний

8

Слава К.

Средний


 Мы видим, что  детей с низким уровнем сенсорного  развития в группе не стало, также осталось 63% детей со средним уровнем и 37% детей показали высокий уровень сенсорного развития.

Таким образом, мы видим  положительную динамику сенсорного развития детей средней дошкольной группы после проведения серии дидактических  игр.

 

Заключение

 

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых  каждый ребенок получает возможность  самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного  действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом  чувственного познания окружающего. В  этот период у детей происходит становление  всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются  представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировкой.

На основе этих задач подобрана система дидактических игр, способствующая сенсорному развитию дошкольников.

Игры-занятия для детей дошкольного возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемая система игр дает хорошие результаты. В группе из 8 детей среднего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повыслся.

Таким образом, нами доказана гипотеза курсового исследования - постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.

 

Список используемой литературы

 

  1. Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.
  4. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.
  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И.М. Кононова и др.// Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., 4 л. ил.
  7. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.
  8. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1980.
  9. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. - М., 1973 г.
  10. Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения. -  Екатеринбург, 1998. - 136 с.
  11. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964 - 478 с.
  12. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
  13. Логинова, В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М Просвещение, 1988.
  14. Люблинская, А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.
  15. Маркова, Т.А. Творческие игры дошкольников по сюжетам детских книг советских писателей // Творческие игры дошкольников в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, К.П. Татищева- 1951.
  16. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 1986 г.
  17. Никитин, Б.П. Развивающие игры. -  М., 1994. – 189 с.
  18. Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста./ Под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Венгера. -  М., 1988. – 189 с.
  19. Рогов, Н.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. – Кн. 1, 214 с.
  20. Руководство практического психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.
  21. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. – 215 с.
  22. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982 г.
  23. Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996.
  24. Стребелева, Е.А. Обучение дошкольников. - М.,1993 г.
  25. Шапарь, В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 808 с.
  26. Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
  27. Эльконин, Д.Б. Психологические игры. - М., 1978. – 301 с.

 

 

 

Приложение  №1

 

Дидактические игры для  дошкольников

Игра "Собери снеговика"

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Аналогично можно собрать  неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

 

 

Приложение 2

«Сделаем книжку»

(Проводится  индивидуально и по  подгруппам)

 

Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых  плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию коллективной работы.

Оборудование. Листы белой  бумаги по количеству детей, плоскостные  изображения предметов, соответствующие  содержанию рассказа, подносы, клей, кисточки, тряпочки по количеству детей.

Ход работы. 1-й вариант. Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого дефектолог спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Дефектолог спрашивает: «Что было сначала? - и читает первую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить это на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка» . Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

2-й вариант. Игра  проводится наследующий день. Участвуют 6 детей. Педагог напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, дефектолог предлагает делать первую страницу, следующему - вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница - «Во дворе росло дерево»; вторая - «Около дерева сидела птичка»; третья - «Птичка полетела и села на дерево, наверху»; четвертая - «Пришла кошка»; пятая - «Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево»; шестая - «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, дефектолог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Педагог сшивает листы и рассматривает с детьми новую книжку.

По такому же типу проводится моделирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Сутеева и др.

 

Приложение 3

Игра «Угадай, о чем я рассказала»

(Проводится  индивидуально и по  подгруппам).

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Игрушки, различные  по форме, цвету и назначению.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, дефектолог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на «толе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».

Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.

 

Приложение 4

Игра «Загадки»

(Проводится индивидуально и по  подгруппам).

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Игрушки  или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Ход  игры. Дети сидят полукругом. У дефектолога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просил отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющей в конце описания отличительный признан (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки, Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).

Позднее можно дать более  сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».

 

Приложение 5

Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников