Вильгельм Райх. Терапия ориентированная на тело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 13:30, доклад

Описание

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa (так называемых неофрейдистов, каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на «новых левых» на Западе.

Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
2. ОСВОБОЖДЕНИЕ (РАСПУСКАНИЕ) МУСКУЛЬНОГО ПАНЦИРЯ
3. ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
4. БИОЭНЕРГИЯ.
5. ОРГОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ
7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
8. МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ФАШИЗМА.

Работа состоит из  1 файл

Вильгельм Райх.docx

— 40.04 Кб (Скачать документ)

Широкие исследования Райхом оргонической энергии  и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его  открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем его результаты никогда  не были опровергнуты или даже тщательно  проверены и серьезно рассмотрены  кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, работавших е Райхом, отмечает: "В течение более  чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о достойном  доверия повторении ни одного определяющего  эксперимента, который бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в  том, что несмотря на насмешки, поношения  и попытки ортодоксов "похоронить" Райха и оргономику (а частично благодаря им), ни в одной научной  публикации нет опровержения его  экспериментов, тем более - систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения". 

Оргоническая  энергия обладает следующими, основными  свойствами:

1) она свободна от  массы, не имеет  ни инерции, ни  веса;

2) она присутствует  всюду, хотя и  в различной концентрации, даже в вакууме;

3) она является средой  электромагнитных  и гравитационных  взаимодействий, субстратом  большинства фундаментальных  природных феноменов;

4) она находится  в постоянном движении  и может быть  наблюдаема в соответствующих  условиях;

5) высокая концентрация  оргонической энергии  привлекает оргоническую  энергию из менее  концентрированного  окружения (что  "противоречит" закону энтропии);

6) оргоническая энергия  образует единицы,  становящиеся центрами  творческой деятельности.

 Это  могут быть клетки, растения и  животные, а также облака, планеты  звезды, галактики. 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ 

Райх  определяет рост как процесс рассасывания психологического и физического  панциря, постепенного становления  более свободным и открытым человеческим существом, обретение способности  наслаждаться полным и удовлетворяющим  оргазмом. Райх утверждал, что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций  выражения. Эти сегменты образуют ряд  из семи приблизительно горизонтальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. 

По Райху, оргонная энергия естественно течет  вверх и вниз по телу параллельно  позвоночнику. Кольца панциря формируются  под прямым углом к этим потокам  и препятствуют им. Райх указывает, что не случайна в нашей западной культуре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направлении  потока энергии по телу, отрицательное  же движение головы из стороны в  сторону - это пересекающее поток  движение образования панциря, защиты.

«Можно  выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться  из тюрьмы, нужно  понять, что ты в  тюрьме. Ловушка - это  эмоциональная структура  человека, его характерная  структура. Мало пользы в изобретении  систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что  нужно, чтобы выбраться - знать ловушку  и найти выход».

Защита  служит ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций в индивидууме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой.

"В  охваченном защитным  панцирем человеческом  организме оргонная  энергия связывается  в хронических  мышечных зажимах.  После распускания  панцирного кольца  оргон в теле  не сразу начинает  протекать свободно... По мере того, как  распускаются первые  панцирные блоки,  мы обнаруживаем, что оргонные потоки  и ощущения, выражение  «давления», "отдавания"  развиваются все  больше. Однако все  еще остается защита, мешающая полному  развитию". 

Райхианская терапия состоит прежде всего  в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз; и кончая тазом. Каждый сегмент более или  менее независим, с ним можно  действовать отдельно.  

Три типа средств используются для распускания  панциря:

1) накопление в теле  энергии посредством  глубокого дыхания; 

2) прямое воздействие  на хронические  мышечные зажимы (посредством  давления', защипывания  и т.п.), чтобы расслабить  их;

3) поддержание сотрудничества  с пациентом в  открытом рассмотрении  сопротивлений и  эмоциональных ограничений,  которые при этом  выявляются. 

1. Глаза. 

Защитный  панцирь в области глаз проявляется  в неподвижности лба и "пустом" выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством  раскрывания пациентами глаз так  широко, как только возможно (как  при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном  выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону. 

2. Рот. 

Оральный  сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Челюсть, может  быть как слишком сжатой, так и  неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное  выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь  может быть расслаблен пациентом  путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания  рвотных движений и посредством  прямой работы над соответствующими мышцами. 

3. Шея. 

Этот  сегмент включает глубокие мьшщы  шеи язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине  шеи не возможно, поэтому важным средством распускания панциря  являются крики, вопли, рвотные движения и т.п. 

4. Грудь. 

Грудной сегмент включает широкие мышцы  груди, мышцы плеч, лопаток, вею: грудную  клетку и руки с кистями. Этот сегмент  сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени  в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного  выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить бить, чтобы страстно достигать  чего-то. 

5. Диафрагма.

Этот  сегмент включает диафрагму, солнечное  сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь  выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент  лежит, между нижней частью спины  и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте). 

6. Живот. 

Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает  боязнь щекотки и связан с подавлением  злости, неприязни. Распускание панциря  в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты. 

7. Таз. 

Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее  защитный панцирь, тем более таз  вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные  мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и несексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом. 

"... основной критерий  психического и  вегетативного здоровья - способность организма  действо-вать и  реагировать как  целое, с точки  зрения биологических  функций напряжения  и разрядки... нарушения  восприятия себя  реально исчезают  лишь после того, как полностью  развивается рефлекс  оргазма". 

Райх  обнаружил, что по мере того, как  пациенты обретают способность полной "генитальной отдачи", фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. "Когда посредством терапии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единство ощущения тела еще не было утрачено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя "живыми", и как впоследствии это было разбито в куски и разрушено обучением". 

Змея - символ фаллоса и одновременно биологически первичного движения - предлагает Еве  искусить Адама... «Кто будет есть от древа познания, познает Бога и жизнь, и будет наказан,- предупреждают нас. Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к познанию Бога». 

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной. Изменяется заметно и их отношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую  работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто  интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности. 

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Райх  считал социальные отношения функцией индивидуального характера. Средний  человек видит мир сквозь фильтр своего защитного панциря. Лишь генитальные  характеры, преодолевшие свой ригидный панцирь действительно способны открыто и честно реагировать на других. Райх твердо верил в провозглашенные Марксом идеалы "свободных организаций, в которых свободное развитие каждого становится основой свободного развития всех" и формулировал понятие рабочей демократии, естественной формы социальной организации, в которой люди гармонично сотрудничают ради удовлетворения взаимных потребностей и интересов; он пытался реализовать эти принципы в Институте Оргона. 

"Только  чувствование естественных процессов  внутри нас и вокруг нас  содержит ключи к загадкам  природы. Чувствование - это то  сито, через которое воспринимаются  внутренние и внешние стимулы;  чувствование- связующее звено между  Эго и внешним миром>. 

ВОЛЯ 

Райх  не занимался непосредственно волей, хотя подчеркивал важность осмысленной  конструктивной работы. "Вам не нужно  делать что-то особенное или новое. Все, что нужно - это продолжать делать то, что вы делаете: вспахивать поля, работать молотком, лечить пациентов, водить детей в школу или в  детский сад, рассказывать о событиях дня, проникать все глубже в тайны  природы. Все это вы и так уже  делаете. Но вы думаете, что все это  неважно... Все, что нужно, - это продолжать то, что вы всегда делали и хотели делать: делать свою работу, дать детям  расти счастливыми, любить своих  жен..." 

ЭМОЦИИ 

Райх  полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие  в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает индивидууму переживать сильные эмоции, ограничивая и  искажая выражение чувств. Эмоции, которые блокируются таким образом, никогда не устраняются, потому что  они не могут быть полностью выражены. По Райху, индивидуум может освободиться от блокированной эмоции, только полностью  пережив ее. Райх отмечал также, что  фрустрация удовольствия часто ведет  к гневу и ярости. В райхианской  терапии отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут  быть пережиты позитивные чувства, которые  ими замещаются. 

ИНТЕЛЛЕКТ 

Райх  не соглашался с любым разделением  интеллек-та, эмоций и тела. Он указывал, что интеллект в действительности - биологическая функция, и что  он может накопить эффективный заряд, столь же сильный, как и любая  из эмоций. Райх утверждал, что полное развитие интеллекта требует развития истинной генитальности, "ибо примат интеллекта предполагает упорядоченную  экономию либидо то есть примат генитальности. Генитальный и интеллектуальный примат так же взаимосвязаны, как  сексуальный стазис и невроз, чувство  вины и религия, истерия и суеверие..." 

"Интеллектуальная  деятельность часто имеет такую  структуру и осуществляется в  таком направлении, что кажется  чрезвычайно умным аппаратом  избегания фактов, деятельностью  отвлечения от реальности. Интеллект,  таким образом, может работать  в обоих основных направлениях  психического аппарата: к миру  и от него; он может работать  в том же направлении, что  и живой аффект, и может противостоять  ему>. 

Райх  также полагал, что интеллект  часто работает как механизм защиты. <Словесный язык часто функционирует  как защита: слова скрывают язык выражений биологической природы. Во многих случаях это доходит до того, что слова уже ничего не выражают, и говорение превращается присто в деятельность соответствующих мускулов". 

Информация о работе Вильгельм Райх. Терапия ориентированная на тело