Виды внимания, его свойства и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:52, реферат

Описание

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Работа состоит из  1 файл

к р ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 29.45 Кб (Скачать документ)

Даже  при очень устойчивом и сосредоточенном  внимании всегда есть кратковременные  непроизвольные изменения степени  его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз  внимательно прочитать один и  тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением  ставить новые задачи. Сказать  себе: "Первый раз читаю для  общего ознакомления, теперь прочту, чтобы  усвоить логику доказательств, которые  приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая  интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных  объектов одновременно позволяет совершать  сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности  Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных  между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим  секретарям семь ответственных дипломатических  документов.

Но  как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической  деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному  переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек  не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно  способен выполнять одновременно два  вида деятельности. На самом деле, в  таких случаях один из видов выполняемой  деятельности должен быть полностью  автоматизирован, и не требовать  внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и  переключение внимания

Большая группа профессий связанная с  управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться  участками коры, находящимися вне  очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью  сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора  и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных  движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при  помощи тестов пакета "Внимание", время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Динамика  любой работы приводит к необходимости  постоянно менять объекты, на которые  человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Переключение внимания

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически  произвольное переключение внимания объясняется  перемещением по коре головного мозга  участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных  процессов как индивидуальная черта  темперамента позволяет легко и  быстро переходить от одного объекта  к другому. В таких случаях  говорят о подвижном, гибком внимании.

Если  же у человека недостаточная подвижность  нервных волокон, то этот переход  происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.

Заключение

Таким образом,  можно  сделать вывод о том, что в  задачу  формирования

внимания входит не  только  развитие  его  как  отдельного  психологического процесса, но и  формирование  таких  черт  личности,  которые  бы  облегчили переход произвольного внимания в  послепроизвольное.  Это включает  в себя формирование  чувства  ответственности  за  выполняемую  работу,   мотивации успешного выполнения деятельности,  развитие  интереса,  четкая  организация

выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи,  а  также  создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.

      Не смотря  на то, что исследования  внимания  порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они,  несомненно  очень полезны,  так как человеку необходимо  знать  приемы  и  способы,  позволяющие  ему  научиться концентрировать свое  внимание  для  удачной  учебной  или  профессиональной деятельности.


Информация о работе Виды внимания, его свойства и функции