Виды внимания, его свойства и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:52, реферат

Описание

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Работа состоит из  1 файл

к р ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 29.45 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Внимание – важное и  необходимое условие эффективности  всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее  труд, тем больше требований предъявляет  он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими  людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий  успешной организации учебно-воспитательного  процесса. Еще великий русский  педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая  роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую  проходит все, что только входит в  душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми  есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего  мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого  содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному  отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

 

 

  1. Понятие внимания, его виды.

До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать  большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его  действий, и тормозит остальные. У  него возникает большое число  ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления 
 
Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием.

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

 

Основные  виды внимания.

  • природное и социально обусловленное внимание,  
  • непосредственное и опосредствованное внимание,  
  • непроизвольное и произвольное внимание,  
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его  рождения как врожденная способность  избирательно реагировать на те, или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. 
 
Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. 
 
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 
 
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. 
 
В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.  
 
Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании. 
 
Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных. 
 
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. 
 
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. 
 
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. 
 
Причины возникновения непроизвольного внимания. 
 
Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть: 
 
       1. Неожиданность раздражителя. 
 
       2. Относительная сила раздражителя. 
 
       3. Новизна раздражителя. 
 
       4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. 
 
       5. Контрастность предметов или явлений. 
 
       6. Внутреннее состояние человека. 
 
Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.  
 
Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное. 
 
Произвольное внимание. 
 
Произвольное внимание как вид относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку. Психологический механизм его возникновения связан с человеческой деятельностью и постановкой всевозможных целей.

Формирование  цели, подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция производимых действий и последующая оценка полученного  результата осуществляются под контролем  произвольно внимания.

Произвольное  внимание и воля неразрывно связаны между собой. Собственно этот вид внимания возникает всякий раз, когда мы решаем сознательно сконцентрировать и уделить внимание объекту, который наше сознание сочло значимым для нас. 
 
Психологическая особенность произвольного внимания 
 
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.  
 
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания. 
 
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. 
 
Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

  1. Физиологические основы внимания. Функции внимания.

В коре больших полушарий мозга  протекают два процесса: возбуждение  и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у  него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в  это время находятся в состоянии  торможения. Это происходит по закону индукции нервных процессов. Поэтому  человек, сосредоточенный на чем-то одном, может ничего другого в  этот момент не замечать. По словам Павлова, в участке больших полушарий  с оптимальной возбудимостью  легко образуются новые условные связи.

Деятельность  же других участков мозга связана  в это время тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный  рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение  окружающей среды. Этот рефлекс есть у людей и у животных.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень  незначительные изменения в окружающей среде, объясняется наличием в больших  полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию с разными участками коры больших  полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с  сигналами от органов чувств и  возбуждают кору, приводя ее в состояние  готовности реагировать на ожидаемые  дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с анализаторами (органами чувств) обусловливает появление  ориентировочного рефлекса, являющееся первичной физиологической основой  внимания.

За  последние годы, в связи с работами советских и зарубежных ученых, все  большую роль начинают играть представления  о ведущей роли коры больших полушарий  в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На роль коры в  регуляции процессов внимания указывали  еще И.П. Павлов, и А.А. Ухтомский. Для понимания физиологических основ внимания существенно важен открытый И.П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, протекающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И наоборот, торможение одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в других частях коры. В каждый момент времени в коре имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения.

Большое значение для выяснения физиологических  основ внимания имеет также принцип  доминанты, выдвинутый А.А. Ухтомским согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который как бы привлекает к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг, и благодаря этому в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила данного раздражителя (иногда она может не играть существенной роли), но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующими раздражителями и наличием уже проторенных путей в мозгу, связей, закрепленных в предшествующем опыте, наличием определенной совокупности доминирующих возбуждений и торможений. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других действующих в данный момент раздражителей.

Современные данные показывают наличие корковых влияний, поддерживающих ретикулярный тонус и обеспечивающих длительную избирательную активацию. Так, раздражение  неспецифических отделов коры приводит к распаду организованного направленного  поведения, (и ориентировочные реакции) сохраняется. Животное при этом быстро реагирует на каждый новый раздражитель, но не удерживает внимания на нём.

Таким образом, согласно современным данным, процессы внимания связаны как с  корой, так и с подкорковыми образованьями, но их роль в регуляции разных форм внимания различна.

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.

  1. Свойства внимания.

Как уже говорилось, внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность  на нем. Особенности этой сосредоточенности определяются основными свойствами внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Концентрация  внимания

Концентрация  внимания (сосредоточенность)— выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания

Устойчивость  внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно  без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и  устойчивость внимания

Особое  значение для достижения успеха в  любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Информация о работе Виды внимания, его свойства и функции