Виды памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:02, реферат

Описание

Термин «психология» образован из двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, изучение, осмысление.
Слово psyche пришло из греческой мифологии. Психеей звали женщину, которая ради любви к богу Эроту прошла тяжелые испытания, и за свою преданность и мужество была дарована бессмертием и принята Зевсом в сонм богов на Олимпе. Так влюбленные Эрот и Психея получили возможность соединиться навеки. Для греков Психея стала образцом истинной любви, символом человеческой души, достигшей высшей реализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Виды памяти …………………………………………………………….4
Материальные основы памяти ………………………………………..8
Характеристика процессов памяти и их закономерность …………8
Заключение …………………………………………………………..…..15
Список литературы ……………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

5 семестр психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

4.                 Зависимость запоминания от организации процесса заучивания. Продуманная последовательность заучивания и распределения заучиваемого материала во время.

Студенту и школьнику приходится изучать одновременно несколько разных учебных дисциплин. Следует организовать заучивание так, чтобы два сходных предмета не учить один за другим. Труднее дифференцировать и удерживать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее – возвратиться к материалу через два – три часа, чем читать подряд два – три раза.

При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать фрагментально, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом.

5.                 В запоминании следует включать все виды памяти.

В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять про себя.

6.                 Запоминая сложный материал, следует воспроизводить его вслух. Рассказывать, выразить мысль в полных развернутых предложениях сложнее, чем воспроизвести информацию про себя.

7.                 При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти.

Сохранение информации[6] – это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

      пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

      ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

      иерархические организации (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Сохранение имеет две стороны – сохранение и забывание. Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.

Исследования хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или заучивания материала. Отсюда следует некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.

Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предупредит забывание. Прочному сохранении. Способствует также активное включение приобретенных знаний в деятельность.

Память – процесс динамичный. Ранее усвоенные знания взаимодействуют с вновь запоминаемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, перекодируются.

Воспроизведение (извлечение) – это воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась.

Различают несколько уровней воспроизведения.

1.                 Узнавание – воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверждает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выученный материал одну-две минуты, и он может его правильно воспроизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

2.                 Собственно воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий припоминания. Материал как бы сам всплывает в памяти. Однако для воспроизведения больших по объему текстов желательно иметь опору в виде плана.

С позиции кибернетики воспроизведения описывается как вывод материала из долговременной памяти в оперативную. Оперативная память направлена на обслуживание протекающей в данный момент деятельности.

3.                 Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

Запоминание может быть измерено количеством посторенний, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала.

По соотношению запоминание-забывание память подразделяется следующим образом.

1.                 Быстрое запоминание – небыстрое забывание. Здесь необходима современная организация повторений материала.

2.                 Медленное запоминание и медленное забывание. В этом необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.

3.                 Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удачное сочетание особенностей памяти.

4.                 Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.

Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения, - эти параметры также характеризуют особенности мнемической функции личности. Объем памяти для совершенно нового и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен числу 7±2.

Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность памяти – умение припомнить нужный материал в данный момент. Мобилизационная готов6ность памяти развивается в общении, в воспроизведении запечатленного материала в новом для него контексте. Уверенность в правильности воспроизведения материала связана с уровнем развития наблюдательности.

Уверенность зависит от внушаемости. Внушаемый менее уверен в правильности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует уверенному воспроизведению.

В зависимости от того, какой материал, с какими целями запоминает человек, у него формируется профессиональная память.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

1)                возраст человека;

2)                характер информации и степень ее использования;

3)                интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

4)                подавление (активное, по Фрейду) – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснения их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.[7]

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЧНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ.

 

1.                 Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наименованиям и т.л.).

2.                 Метод ритма и рифмы (1, 2, 3, 4, 5 – вышел зайчик погулять).

3.                 Метод акронимов (сокращенные названия из первых букв) и акростихов (первые буквы каждого слова соответствуют цвету).

4.                 Цепной метод (кофе, ветчина, масло, яйца и т.п.) – сюрреалистический рисунок.

5.                 Метод «мест». Использовали древнегреческие и древнеримские ораторы.

6.                 Метод парных ассоциаций.

Амнезия – нарушение памяти на события (ретроградная амнезия – забывание информации, предшествующей травме).

Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания – воспроизведения в памяти событий жизненного пути личности. С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

1.      Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

 

2.      Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Аккад. пед. наук . М.: Педагогика, 2003.

 

3.      Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 176.

 

4.      Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992.

1

 



[1] Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.6.

[2] Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Аккад. пед. наук . М.: Педагогика, 2003. С.286.

[3] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 68.

[4] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 69.

[5] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 71.

[6] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 73-77.

[7] Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. С.353-358.


Информация о работе Виды памяти