Виды памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:02, реферат

Описание

Термин «психология» образован из двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, изучение, осмысление.
Слово psyche пришло из греческой мифологии. Психеей звали женщину, которая ради любви к богу Эроту прошла тяжелые испытания, и за свою преданность и мужество была дарована бессмертием и принята Зевсом в сонм богов на Олимпе. Так влюбленные Эрот и Психея получили возможность соединиться навеки. Для греков Психея стала образцом истинной любви, символом человеческой души, достигшей высшей реализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Виды памяти …………………………………………………………….4
Материальные основы памяти ………………………………………..8
Характеристика процессов памяти и их закономерность …………8
Заключение …………………………………………………………..…..15
Список литературы ……………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

5 семестр психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

ПЛАН.

 

 

 

 

 

Введение ………………………………………………………………….2

 

Виды памяти …………………………………………………………….4

Материальные основы памяти ………………………………………..8

Характеристика процессов памяти и их закономерность …………8

 

Заключение …………………………………………………………..…..15

Список литературы ……………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.

 

Термин «психология» образован из двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, изучение, осмысление.

Слово psyche пришло из греческой мифологии. Психеей звали женщину, которая ради любви к богу Эроту прошла тяжелые испытания, и за свою преданность и мужество была дарована бессмертием и принята Зевсом в сонм богов на Олимпе. Так влюбленные Эрот и Психея получили возможность соединиться навеки. Для греков Психея стала образцом истинной любви, символом человеческой души, достигшей высшей реализации.[1]

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии. Оно было введено в научный язык в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

В буквальном переводе психология – это знание о психике[2]. Психика – это сложное свойство высокоорганизованной живой материи, которое проявляется в субъективном отражении окружающего мира. Данное свойство является результатом активной деятельности человека (или животного) и необходимо ему для построения внутренней картины мира и управления своим поведением.

Второе значение термина «психология» подразумевает характеристику типичных для человека (или групп людей) особенностей познания, поведения и свойств личности.

По поводу представлений о предмете психологии в науке до сих пор не существует единого мнения. Ряд психологов просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками.

Предмет психологии важно определить по следующим причинам:

      чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы;

      чтобы было возможно корректно обозначить границы экспериментальных исследований в области психологии;

      для успешной практической работы, чтобы понять специфику деятельности психологов по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.;

      для изучения механизмов психических явлений: одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга, другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов, и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии, и ее нельзя считать самостоятельной сферой человеческого знания.

По этим причинам необходимо определить, что же на самом деле является предметом психологии. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Анна Ахматова

«Не давай мне ничего на память,

                                                                                                Знаю я, как память коротка».

1959.

 

Память[3] – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Память лежит в основе любого психического процесса и является одной из основных форм организации психической жизни.

 

ВИДЫ ПАМЯТИ.

 

По происхождению память делят на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формирование организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

1)                по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2)                по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3)                по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную, оперативную и иконическую (рис.1).

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

 

По происхождению

По характеру психической активности

По характеру целей деятельности

По продолжительности сохранения информации

       Генетическая

       Прижизненная

       Двигательная

       Эмоциональная

       Наглядно-образная

       Словесно-логическая

       Произвольная

       Непроизвольная

 

       Долговременная

       Кратковременная

       Оперативная

       Иконическая

 

 

Рис.1. Классификация видов памяти.[4]

 

 

Двигательная (или моторная) память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому, эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.

Иконическая память, которую иначе называют мгновенной, длится до нескольких секунд и заключается в сохранении информации до тех пор, пока рецепторы органа чувств остаются возбужденными после непосредственного восприятия сигнала. Например, если посмотреть на объект, а потом закрыть глаза, на сетчатке некоторое время сохраняется образ данного объекта.

Оперативная память позволяет сохранить информацию на период выполнения действия или операции. Например, незнакомый телефонный номер удерживается в памяти до тех пор, пока человек набирает его. Как только набор выполнен, и запоминание потеряло свою актуальность, шифры могут стереться из памяти. Аналогично работает оперативная память во время решения математических задач.

Кратковременная память связана с запечатлением информации на ограниченный срок (например, до экзамена) и прекращает свое влияние вскоре после достижения цели. Длительность кратковременной памяти оценивается исследователями по-разному. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в измененном виде – оно обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7±2 единицы (закон Эббингауза). 

Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Она позволяет сохранять наиболее актуальную для субъекта информацию на длительный период, в ряде случаев – на всю жизнь. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется дав типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде). Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

      величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);

      ценности информации;

      установки человека;

      логической категории.

Выделены факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

      привычный материал;

      контекст;

      принцип специфичности кодирования;

      мотивация;

      углубление в изучаемый материал.

Интересный феномен представляет собой, так называемая промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ.

 

Самая первая гипотеза рассматривала память как механический отпечаток. Ассоциативная теория памяти гласит, что основой памяти являются взаимосвязи между различными предметами и явлениями и личным человеческим опытом. Психологами было выделено несколько типов ассоциаций: по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в «результате возбуждения группы нейронов».

Долговременная память связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30 мин.

Единой теории следов памяти пока не существует.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.

 

Запечатление. Процесс запечатления протекает в трех формах: собственно запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание (заучивание).[5] Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации). Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы.

В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. У многих в памяти сохраняются в подробностях сцены поворотных для судьбы личности горестных и радостных событий.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

В6едущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Заучивание – это запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Эти виды запоминания неразрывно между собой связаны в каждом акте заучивания.

Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание материала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких ступенях обучения и ориентировку в методологии.

Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание.

Закономерности запоминания.

1.                 Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек. Значимая эмоционально или практически цель способствует более прочному запоминанию.

2.                 Зависимость запоминания от средств предъявления материала. Основным средством передачи знаний является язык: речь учителя, письменный текст учебника. В настоящее время в школе все большее распространение находит не только традиционная наглядность (дидактические картинки), но и современные средства: электронные проекторы, а также средства массовой коммуникации (кино, телевидение, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в передаче знаний.

3.                 Зависимость запоминания от логической структуры материала. Логическая организация материала является непременным залогом успеха при заучивании.

Информация о работе Виды памяти