Виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:56, контрольная работа

Описание

Представленная работа посвящена теме «Виды общения». Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Виды общения». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость вопроса «Виды общения» определяют несомненную важность для теории и практики обучения. Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Виды общения» в современной науке и практическом использовании данной темы. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Содержание 2
1.Определение общения 4
1.1. Содержание общения 5
1.2. Цель общения 5
1.3. Средства общения 5
2. Виды общения. 5
2.1. По содержанию 5
2.2. По целям 5
2.3. По средствам 5
3. Основные категории общения и их характеристика 6
3.1. Общение как деятельность 6
3.2. Структура общения 7
3.3. Стили общения 10
Заключение 12
Список использованой литературы: 13

Работа состоит из  1 файл

Виды общения контр..doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)
fy">   Все основные категории средств общения  формируются у человека прижизненно  в процессе реальных контактов с  окружающими людьми. Каждая категория  средств имеет свои специфические  возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

   В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

3.2. Структура общения

 

   К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной3. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

   Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

   Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

   Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

   Употребление  этих терминов условно, иногда, в более-менее  аналогичном смысле, употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

   Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее. 

   а) Коммуникативная  сторона общения. 

   Во  время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл4. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

   Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

   В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

   Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах). 

   - Средства коммуникации. 

   Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

   - Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»5 «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

   Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла6 включает пять элементов:

   КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

   ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

   КАК? (осуществляется передача) – Канал

   КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

   С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

   Речь  является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как  объективация человеческого сознания посредством знаковой системы. Речь возникла в качестве одной из форм проявления возникающего сознания и прошла сложнейшие стадии развития на филогенетическом и онтогенетическом уровнях как одна из высших психических функций человека. Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение - с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействие определяется влиянием речи на другого или других. Допустим, нам необходимо оценить социально-психологическое качество речи говорящего. В этом случае необходимо выяснить, насколько содержательной является его информация, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей.

   Речь  осуществляется посредством языка - знаковой системы, которая кодирует информацию в том или ином виде. Язык столь социален по своей функциональной сущности, что профессионалы - языковеды не однажды оказывались в рядах социальных психологов, начиная с момента возникновения социальной психологии как науки. Современное общество обладает множеством знаковых систем, хотя вполне очевидна тенденция к их некоторой интеграции, усилившаяся с развитием компьютерной связи. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся: громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречие между сказанным и выраженным через паралингвистические средства следует рассматривать как фактор неполноценного общения.

   Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). 

   - Невербальная коммуникация.

   Выделяют  четыре группы невербальных средств общения: 

   1) Экстра- и паралингвистические (различные  околоречевые добавки, придающие  общению определенную смысловую  окраску – тип речи, интонирование,  паузы, смех, покашливание и т.д.) 

   2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на  расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) 

   Жест  – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

   - коммуникативные (заменяющие речь)

   - описательные (их смысл понятен только при словах)

   - жесты, выражающие отношение к  людям, состояние человека. 

   Мимика  – это движение мышц лица. 

   Пантомимика – совокупность жестов, мимики и  положения тела в пространстве. 

   3) Проксемика (организация пространства  и времени коммуникативного процесса) 

   В психологии выделяют четыре дистанции  общения: 

   - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней  общаются люди, связанные, как  правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. 

   - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На  ней осуществляется общение между  друзьями). 

   - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для  делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. 

   - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется  выступлением перед аудиторией. При таком общении человек  должен следить за речью, за  правильностью построения фраз. 

   4) Визуальный контакт. Визуалика,  или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.7 

   в) Интерактивная сторона  общения. 

   Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны со взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция8. 

   - Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. 

   - Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. 

   г) Перцептивная сторона  общения

     – это процесс восприятия и  понимания людьми друг друга. 

   Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

3.3. Стили общения

 

   Одной из форм делового, профессионального  общения выступает педагогическое общение, - психологический контакт учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессиональных способностей ученика. Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. Так, при обучении  учитель обычно исходит из тех или иных установок в отношении ученика, считая его более или менее способным в овладении теми или иными навыками умениями. И в зависимости от содержания установки, более или менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его действиями на уроке, более или менее детализирует свои указания, чаще или реже контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.

   Можно выделить два основных стиля педагогического  общения; авторитарный, монологичный, односторонний или партнерский, диалогичный, двухсторонний.

   В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности, ориентируется на себя, единолично устанавливая цели и педагогические задачи, которые необходимо решать в учебном процессе. Ученик в этом случае рассматривается лишь как исполнитель указаний, которого не следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую цель совместной работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с недоверием к способностям ученика, его возможностями управлять собой и эффективно заниматься самостоятельно, а основными приемами общения выступают приказ, или команда. При обучении такой стиль общения проявляется в требованиях беспрекословного подчинения учительским указаниям, игнорировании инициатив ученика,

   Во  втором случае (при партнерском стиле  общения) учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, главным образом, особенности учеников, ориентируется на то, что отличает одного ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение конечной цели работы. Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный участник совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные возможности, уважает его, проявляет тактичность.  

 

Заключение

   Общение -- сложный, многофакторный и многофункциональный  процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы.

   Общение возможно только между одушевленными существами.

   Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен  информацией, мыслями, чувствами через  язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей  для тех, кто вступает в контакт  и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.

     Общение порождается социальными, общественными  и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять  совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Информация о работе Виды общения