Виды общения. Уровни общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:55, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Уровни общения……………………………………………………………………9
Трансактный анализ общения……………………………………………………13
Трудности в процессе общения…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат Психология.docx

— 50.99 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Психология»

Тема: «Виды  общения. Уровни общения» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка  8101 гр.

Афанасьева  Т.А.

Проверил: Марусова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...4

Категория общения в психологической науке…………………………………..5

Виды  общения……………………………………………………………………..6

Уровни  общения……………………………………………………………………9

Трансактный анализ общения……………………………………………………13

Трудности в процессе общения…………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  литературы………………………………………………………………19

 

      Введение 

     Взаимодействие  человека с окружающим его миром  осуществляется в системе объективных  отношений, которые складываются между  людьми в их общественной жизни.

     Объективные отношения и связи (отношения  зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и  закономерно возникают в любой  реальной группе. Отражением этих объективных  взаимоотношений между членами  группы являются субъективные межличностные  отношения, которые изучает социальная психология.

     Основной  путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

       Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

       Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

     Категория «общение» является одной из центральных  в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

       Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

     Главной задачей контрольной работы является определить категорию общения в  психологической науке и определить его виды.

 

      Категория общения  в психологической  науке

     Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью  встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения  с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов  раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение  понимается очень широко: как такая  реальность человеческих отношений, которая  представляет собой специфические  формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается  как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение  рассматриваются как две стороны  социального бытия человека; в  других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается  как условие. Наконец, общение можно  интерпретировать как особый вид  деятельности.1

     Необходимо  отметить, что в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека.

     В связи с этим возникает необходимость  разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону  социального бытия человека, а  именно — отношений «субъект—субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения.2 В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».

 

      Виды общения 

     Общение чрезвычайно многогранно, может  быть различных видов.

     Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

       Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

     В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

     Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

     Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

     Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).3

     В социальной психологии многообразие общения  может быть охарактеризовано и по типам.

     Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

     Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные  отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система  педагогических отношений.

     Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.4

     Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

     Объединенные  на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

     В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.5

       «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».6

     Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

       Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.7 
 
 
 
 
 
 
 

Уровни  общения и его  особенности в  различных условиях

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек

Информация о работе Виды общения. Уровни общения