Виды общения. Уровни общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:55, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Уровни общения……………………………………………………………………9
Трансактный анализ общения……………………………………………………13
Трудности в процессе общения…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат Психология.docx

— 50.99 Кб (Скачать документ)

     С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта -  соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.

     В позиции Родителя могут быть две  разновидности:

     - «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;

     - «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

     В позиции Ребенка выделяют: «послушного  Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?  Как хочу, так и буду делать!»).

     Наиболее  успешным и эффективным  является общение двух  собеседников с позиции Взрослых.  Могут друг друга понять и два Ребенка.

     Трасакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого

     Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

     Общение Взрослого и Ребенка столь  же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции «опекающего Родителя».

     Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий ребенок»).

     Встречаются замаскированные виды общения, где  внешне (социальный) уровень общения  не совпадает, маскируют истинный психологический  уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Трудности в процессе общения

       В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.

     Со  стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от из ролевого положения.

     Особую  группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных  участниками. Например, неожиданная  форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности.

     Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности  или психическому перенапряжению, в  результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

     Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории «плохой – хороший», «надежный – ненадежный» и т.п. существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.

     Очевидна  и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.

     В настоящее время разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения включают в себя отработку не только техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.

     Обучение  тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 – при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. 12

     Социальные  пространства – это пространства взаимодействия групп людей, массового  общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснение кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для стресса.

     В западных странах на допросах в полиции  часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы сломить преступника. Но такая тактика пространственного  нарушения совершенно недопустима  в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой  некоторую опасность и при  общении начальника с подчиненными.

     Психологические барьеры, т.е. препятствия, преграды, в  общении могут возникать как  в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи  с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии  субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные  переживания (например, переживание  стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

     Барьер  общения (психологический) – психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.

     В целом барьеры общения можно  подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.

     Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.13

 

      Заключение 

       По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

       Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

     Связь общения с совместной деятельностью  очевидна. Несомненна связь общения  и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или  это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости  объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную  информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как  сторона, часть деятельности, как  важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого  рода).

     Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона  общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

Список литературы 

  1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А.  Что такое межличностное общение?

    //Хрестоматия  по социальной психологии - М.: Международная  педагогическая

  1. академия, 1994.
  2. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2006 
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
  4. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
  5. Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001.
  6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  7. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Информация о работе Виды общения. Уровни общения