Управление социальным развитием в спортивной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается тема «Управление социальным развитием в спортивной организации».
Актуальность данной темы заключается в том, что занятие спортом и спорт как процесс на сегодняшний день является показателем развития как физической культуры в стране, так общего развития всех социальных сторон страны. И как процесс, который влияет на социально-культурную атмосферу, спорт должен быть не только под пристальным контролем государства, но и в постоянном поиске новых путей и решений проблем, которые социально-культурная сфера «таит» в себе.

Работа состоит из  1 файл

Vvedenie.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

    Введение

    В данной работе рассматривается тема «Управление социальным развитием в спортивной организации».

    Актуальность  данной темы заключается в том, что  занятие спортом и спорт как  процесс на сегодняшний день является показателем развития как физической культуры в стране, так общего развития всех социальных сторон страны. И как процесс, который влияет на социально-культурную атмосферу, спорт должен быть не только под пристальным контролем государства, но и в постоянном поиске новых путей и решений проблем, которые социально-культурная сфера «таит» в себе.

    В наши дни для успешного спортивного  выступления наших спортсменов надо осуществить ряд действий, которые раньше считались неспортивными и которые к спорту никакого отношения не имели. А сейчас стали обращать огромное внимание не только на спортивную и психологическую составляющие спортсмена, но и на состояние в коллективе в спортивной организации (клуб, команда).

    Основной  целью данной работы является изучение сущности и специфики управления социальным развитием в спортивной организации.

    Исходя, из цели работы поставлены следующие  задачи:

    1. рассмотрение спортивного менеджмента  как  часть социально-культурной  сферы;

    2. выявление особенностей управления  социальным развитием;

    3. анализ существующих проблем  в мировом спортивном менеджменте, связанных с управлением социального развития;

    4. поиск путей решения существующих  проблем. 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие спортивного  менеджмента

    1.1. Характеристики спортивного  менеджмента

    История спорта началась много тысячелетий  тому назад, следует  отметить, прежде всего, конечно историю возникновения первых олимпийских игр.

      Согласно древнегреческим мифам,  создателем этих игр был Геракл. Олимпийские игры с тех пор  проводились в Греции каждые  четыре года, причем на время  проведения этих игр любые боевые действия, войны, конфликты, все это приостанавливалось, и устанавливался мир.                                      Интересно, что в первые годы учреждения этих игр победитель в каждом виде состязаний лишь один победитель становился чемпионом, ни о каких вторых и третьих местах даже и речи не шло. Как приз он получал лавровый венок и звание чемпиона. Не стать победителем в таких состязаниях считалось позором, поэтому древние атлеты очень долго и упорно готовились к ним, всеми своими силами добиваясь победы.

    Таким образом, роль олимпийских игр, да и  спорта как такового, в Древнем мире была очень высока, ведь он являлся символом дружбы, перемирия, остановки войн.

      Сейчас, спорт становится все  более и более популярным, как  средство достижения не только высоких рекордов и наград – для спортсменов, но и отраслью получения высокого капитала - для инвесторов.

    Если  присмотреться, то первыми спортивными  менеджерами были еще римляне-владельцы  гладиаторов, а также агенты всесильной китайской якудзы, устраивавших поединки лучших бойцов Дальнего Востока.

    Однако  настоящие спортивные управленцы появились  лишь в конце XIX века, когда мир  охватило массовое увлечение спортом  и спортивными состязаниями. Уже тогда в обществе выделились спортивные администраторы и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов (прежде всего боксеров или силачей) от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры же, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть – именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы-производителя пользоваться.

    В Советском Союзе ситуация была по сложнее, так как всё было в руках государства. Все инвестиции в спорт осуществлялись правительством, и здесь можно привести интересный факт. Сын Иосифа Виссарионовича Сталина – Василий Сталин – в свое время под патронажем правительства вносил достаточно большие деньги в развитие советского спорта. Под его руководством был создан и начал развиваться клуб Крылья Советов. Но такого рода инвестиции были достаточно редки, организовывались «под патронажем правительства». Поэтому спортивными менеджерами становились в основном военные или же силовые ведомства – были созданы такие спортивные клубы, как ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». И именно офицеры МВД, КГБ и Министерства Обороны занимались хозяйственным обеспечением спортивной деятельности. И очень долгое время никакие частные лица не могли вкладывать свои деньги в развитие спорта и получать прибыль от этого. [6]

    Отрасль хозяйства, коей является «физическая  культура и спорт», представляет собой деловое пространство, где индивидуальные предприниматели удовлетворяют широкий круг требований потребителя. Он развивается огромными темпами, и это не только как таковая организация и проведения всевозможных соревнований, но и смежные с этим рекламные, производственные сферы. Как пример – организации, занимающиеся изготовлением спортивной символики, аксессуаров для самих спортсменов, таких как всевозможное спортивное оборудование, форма, инвентарь и прочее.

    Огромное  количество крупных компаний тем  или иным образом соприкасается со сферой спорта. И это не только рекламные компании. Прекрасно известно, что такие мировые производители, как Renault, Ferrari, Toyota и другие компании выдвигают свои автомобили на гонках формулы 1 и других состязаниях.

    Достаточно  широкое распространение индивидуальная предпринимательская деятельность получила в таких областях и сферах спорта, как теннис, аэробика, бодибилдинг, шейпинг, восточные единоборства, спортивные танцы.

    Сильно  ли отличается спортивный менеджмент от других отраслей менеджмента? В какой-то степени да, а в какой-то и нет. По сути своей спортивный менеджер занимается теми же вещами, что и обычный менеджер, то есть организует процесс, но только со спортивной спецификой. Он занимается теми организационными вопросами, о которых сам спортсмен думать не должен, не должен на них отвлекаться от своих тренировок и подготовки к соревнованиям.

    На  сегодняшний день спортивный менеджмент имеет еще больше направлений: «администрирование в области спорта», «спортивный туризм», «индустрия спортивных товаров», «спортивная экономика» и др. Более того, у одного спортсмена могут быть сразу несколько менеджеров, каждый из которых будет «прикрывать» свое направление – один занимается питанием спортсмена, второй – его экипировкой, третий берет на себя всю бухгалтерию и экономику, четвертый решает вопросы по юридической части.

    Спортивными менеджерами становятся по-разному. Классический для западных стран  семидесятых – восьмидесятых  годов вариант: бывший тренер или  спортсмен заканчивает экономический  или юридический факультет и  бросается в гущу спортивного  бизнеса. В восьмидесятых годах в Европе стали появляться учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам MBA или по национальным образовательным стандартам. Их важное отличие от аналогичных учебных заведений, скажем, в США и Канаде, специализированных прежде всего на менеджменте в бейсболе, боксе и гольфе, – универсальность: отучившись в Швейцарии или в Великобритании, вы с успехом сможете взять на себя «хозчасть» отечественной футбольной команды. И самое главное, эти учебные заведения готовят именно менеджеров, а не тренеров или диетологов. 
       В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к спорту – как к профессиональному, так и к более массовому физкультурно-оздоровительному движению. Государство и частный бизнес выделяют большие средства на развитие спорта, однако далеко не всегда это приносит ожидаемый результат. Как следствие, некоторые владельцы спортивных клубов вынуждены распускать их по причине убыточности, а руководители государства вместе с многомиллионной армией болельщиков – сокрушаться и искать виновных в очередном провале российских спортсменов на олимпиаде, чемпионате мира или Европы. В связи с этим, все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять спортивными инвестициями. По этой причине со стороны различных спортивных организаций все больше растает интерес именно к таким специалистам.

    Сегодня в средствах массовой информации все чаще мелькают имена не только известных спортсменов и тренеров, но и других, порой не менее важных, представителей спортивного мира, от деятельности которых в современном спорте зависит очень много. Прежде всего, речь идет о генеральных топ-менеджерах, спортивных скаутах, агентах и спикерах по различным направлениям деятельности того или иного клуба или сборной. В сферу ответственности этих людей входит огромный объем работ – от поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до хозяйственных и бытовых вопросов.

    Для обучения по профессии спортивных менеджеров огромное количество вузов и прочих учебных заведений организуют курсы и занятия, служащие целью научить будущих менеджеров устраивать спортивный процесс. Это профессия является на данный момент одной из наиболее престижных, потому что приносит огромные доходы и очень востребована в современном обществе.

    Спортивному менеджменту к настоящему моменту  всего около 30 лет, но в России его  возраст и того меньше – около 13-15 лет. Он начал формироваться в нашей стране, как только профессиональные спортивные клубы стали полностью самостоятельными. Но на самом деле на данный момент эта отрасль только начинает формироваться.

    1.2. Специфика спортивного  менеджмента как  объекта управления

    Спортивный  менеджмент - один из видов отраслевого  специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только «целесообразная двигательная деятельность человека», не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, но и комплекс мер по устройству всех вышеперечисленных методов. Соответственно, можно отнести спортивные менеджмент к социально-культурной сфере, в которой очень много своих тонкостей, которые опытный менеджер должен учитывать.

    Слово «менеджмент» американского происхождения  и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование термина менеджмент:

    1. административные навыки и умения  особого рода;

    2. власть и искусство управления;

    3. способ, манера обращения с людьми;

    4. орган управления и люди, его  составляющие.

    Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин «менеджмент» как синоним русского слова «управление». Действительно, термин «менеджмент» синоним слова «управление», но не полностью. Смысл слова «управление» значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин «менеджмент» употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.

    Для обозначения других процессов зарубежные профессионалы используют иные термины. Так, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления - термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» - business management. Это подчеркивает принадлежность термина «менеджмент» к социально-экономической сфере деятельности. 
В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в любой стране, на определенной стадии своего развития институционализируются, т.е. закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отражают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях.

    Вопросам  развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления.

    На  протяжении длительного времени  российская экономическая наука  подразделяла национальное хозяйство  на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной сфере относили такие отрасли как «культура и искусство», «наука и научное обслуживание», «здравоохранение», «социальное обеспечение» и т.д. Термин «непроизводственный» объяснялся тем, что данная сфера не только не возмещает использованные фонды, но и не производит имеющую самостоятельное движение продукцию.

Информация о работе Управление социальным развитием в спортивной организации