Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:00, автореферат

Описание

Объектом исследования является процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие состояние процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Цель исследования – выявление состояния процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям и пути его совершенствования в Республике Бурятия.

Работа состоит из  1 файл

avtoreferat.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Моделью, образцом для  подражания для 42,3% студенческих пар является родительская семья. Стиль взаимоотношений, складывающийся в половине (47,0%) студенческих семей, - демократический, равноправный, при отсутствии единого лидера, а в 41,1% семей главой считается мужчина.

Семейный досуг - важнейшая  составляющая семейной жизни, что отметило 56% молодых семей. Однако организация досуга и развлечений в 33,9% опрошенных студенческих парах ориентирована на пассивные формы проведения свободного семейного времени.

Из анализа основных проблем молодой семьи, становится очевидно, что вступившие в брак молодые люди со всей серьезностью осознали, сколь необходима им была предварительная подготовка. Безусловно, семейные проблемы молодоженов во многом связаны с особенностями молодого поколения, недостаточно знающего жизнь, не обретшего полной самостоятельности. Большинство современных российских молодых людей вступает в брак в раннем, почти юношеском возрасте, что определяет их первое знакомство с новой ролью мужа и жены. Неопытность и непонимание новых ролей толкают их на ряд трудно - поправимых ситуаций, которые требуют вмешательства разного рода специалистов для решения создавшихся проблем и противоречий, позитивной помощи для поддержки молодой семьи.

Современное состояние  семейно-брачных отношений, неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья и сексуальных отношений молодежи настоятельно требуют разработки концепции, а на ее основе - программ по подготовке подростков и юношества к выполнению ими семейных обязанностей. Основной целью подобной работы должно стать формирование жизненных ценностей, знаний, норм и паттернов поведения, которые явились бы ограничителями для возможных отклонений в процессе полоролевой социализации ребенка.

Чтобы в корне изменить ситуацию, необходимы разработка и  скорейшее внедрение программ по формированию адекватного семейно-брачного поведения. Специалисты отмечают, что такая работа должна быть начата уже с дошкольного возраста и особенно усилена с молодежью предбрачного возраста, а именно со студенческой аудиторией. Диссертант выделяет несколько этапов полового просвещения детей и подростков.

Основные концептуальные положения подготовки молодежи к  семейно-брачным отношениям, можно  выразить следующим образом:

Половое воспитание ребенка  должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями человека. В данном случае уместно будет заметить, что развращают не грамотно выстроенные знания, не правильно поданные материалы, с учетом педагогических принципов, а незнание, невежество или знания, полученные из сомнительных источников.

Человеческое поведение, убеждения и деятельность, ассоциирующиеся с мужскими и женскими ролями, не являются врожденными, а представляют собой результат влияния культуры и воспитания, могут быть освоены в процессе полоролевои социализации. В связи с этим, среди параметров, подлежащих воздействию и формированию, на наш взгляд, должны быть: половая идентичность, эталоны маскулинности и феминности.

Среди важнейших направлений  полового воспитания должно стать и  формирование целомудренности подрастающего поколения, что всегда было характерно для российской ментальности.

Еще один важный аспект подготовки к семейно-брачным отношениям – осознанное родительство. Родительство - социально- психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительство. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни. В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.

Еще одним важным аспектом формирования семьянина является привитие юношам и девушкам умений вести хозяйство, выполнять непреложные обязанности по самообеспечению, заботе и уходу за другими членами семьи, рачительному расходованию финансовых средств. Подготовка к выполнению этих важных семейных функций также в первую очередь формируется в родительской семье. Однако не всегда родители уделяют этому должное внимание, не всегда владеют формами эффективного воспитательного воздействия. В связи с этим становятся значимыми консультативная работа, просвещение и некий всеобуч самих родителей.

Работа по указанным  направлениям формирования семейно-брачных отношений молодежи должна осуществляться в триаде: знания-умения-навыки, при активном взаимодействии разных социальных институтов. Основной акцент при этом должен быть сделан на формировании нравственно-психологических, личностных характеристик молодого человека, его полоролевой социализации в семье.

Педагогическое и психологическое  просвещение родителей – это знание механизмов психологии человеческих поступков, психологии человеческих взаимоотношений, которое дает возможность родителям в своей семье использовать методы психологического и педагогического воздействия. Для подготовки родителей к подобным откровенным разговорам необходимы своеобразные школы, тренинги, беседы со специалистами, организацией которых могут заняться классные руководители.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей,  возможно также через расширение и совершенствование различных форм, методов и содержания педагогического просвещения через периодическую печать, радио, телевидение. Кроме того, следует разработать специальную родительскую серию учебной литературы с учетом новых правовых, экономических, социальных, культурных и иных реалий.

Однако стоит помнить  о том, что в силу низкой сексологической культуры и педагогической неподготовленности родителей без участия воспитательно-образовательных учреждений осуществление полового воспитания окажется недостаточно эффективным. Большую роль в этом, безусловно, должна выполнять и психологическая служба (тренинги общения, повышения самооценки, формирования толерантности и т.д.).

Работа по формированию семейно-брачных отношений необходима, но к ее проведению важно относиться с такой же ответственностью и профессионализмом, как и к другим учебным дисциплинам в школе. При этом все содержательное разнообразие подготовки подростковой молодежи к семейной жизни может быть объединено единой целью: формирование у молодежи ценностного отношения к семье как основе общества. В качестве основных задач формирования семейно-брачных отношений могут выступать: создание положительного имиджа социального института семьи в сознании молодежи; создание личной модели здоровой семьи; выработка нравственно-духовных ориентиров у подрастающего поколения; повышение самооценки и осознания себя достойным, необходимым обществу человеком; развитие способности ответственного отношения к своим решениям и действиям; получение знаний в сфере полового воспитания; пропаганда здорового образа жизни как основы здоровой семьи; формирование у молодежи убежденности в объективной необходимости ведения здорового образа жизни и построения здоровой семьи; профилактика вредных привычек.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются его основные результаты и выводы.

 

Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях:

      1. Бочиктуева С.Д. Экономическая обеспеченность как условие успешного функционирования семьи / С.Д. Бочиктуева,  
        С.П. Татарова // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск № 6 а. Серия: философия, социология, политология, культурология. - Улан-Удэ: Изд-во бурятского госуниверситета, 2009. - С. 146-150 (реферируемое издание).
  1. Отбоева С.Д. Эмоционально-психологический микроклимат фактор стабильности студенческой семьи / С.Д. Отбоева  
    (С.Д. Бочиктуева) // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск № 14. Серия: философия, социология, политология, культурология. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. - С. 191-196 (реферируемое издание).
  2. Бочиктуева С.Д. Обоснование необходимости разработки программы по формированию семейно-брачных отношений у молодежи / С.П. Татарова, С.Д. Бочиктуева / под ред. Пшеничниковой // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях вуза [Текст]: материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - С. 72-77.
  3. Бочиктуева С.Д. Гендерный подход в подготовке молодежи к семейной жизни / С.П. Татарова, С.Д. Бочиктуева // материалы Международ, науч.-практ. конф. «Культура и образование: проблемы и перспективы развития и республ. конф. «Традиционная культура и профессиональное искусство в формировании личности современной молодежи: проблемы и перспективы». - Улан-Удэ, 2006. - С. 143-147.
  4. Бочиктуева С.Д. Влияние состояния семьи на формирование брачных установок молодежи / С.П. Татарова, С.Д. Бочиктуева // Молодежь глазами молодежи: материалы межвуз. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов вузов города (26 окт. 2006 г., г. Улан-Удэ). - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2006. - С. 24-33.
  5. Бочиктуева С.Д. Роль родителей в личностном становлении детей / С.Д. Бочиктуева // Молодая семья в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: материалы всерос., науч.-практ. конф., 14 июня 2006 г., г. Улан-Удэ. /под общей ред. С.В. Мантурова – Улан-Удэ, 2006. – С. 54-58.
  6. Бочиктуева С.Д. Некоторые гендерные противоречия современного российского общества / С.П. Татарова, С.Д. Бочиктуева // Женщина в современном мире: материалы городской науч.-практ. конф. 23 ноября 2007 г., г. Улан-Удэ, – Улан-Удэ, 2007. – С. 31–34.
  7. Бочиктуева С.Д. Современная семья как основной фактор подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям / С.П. Татарова, С.Д. Бочиктуева // Молодая семья: настоящее и будущее России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 13 июня 2007 г., г. Улан-Удэ /под общ. ред. С.В. Мантурова. - Улан-Удэ: Нова Принт, 2007. – С. 60-63.
  8. Бочиктуева С.Д. Проблемы функционирования студенческой семьи в современном российском обществе (на материалах исследования студенческих семей Республики Бурятия): [монография] / С.П. Татарова, С.Д. Бочиктуева. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. - 111 с.

1  Затеев В.И. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности / В.В. Затеев, И.И. Осинский. - Улан-Удэ, 1997; Жамсуева Н.К. Молодая семья: проблемы становления и трансформации (по результатам анкетного опроса «Семейные взаимоотношения и проблемы молодой семьи») / Н.К. Жамсуева. - Улан-Удэ, 2001. – 86 с.; Рандалов Ю.Б. Миграционные настроения сельских жителей: действующие факторы и тенденции / Ю.Б. Рандалов, Б.В. Хараев, П.А. Чукреев. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – 115 с.; Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи  / П. А. Чукреев. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 316 с.

2 Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX - начало XX века) / К.Д. Басаева - Новосибирск: Наука, 1980. - 224 с.; Осинский И.И. Бурятская городская семья на рубеже XX – XXI вв. / И.И. Осинский, Э.В. Гылыкова – Улан-Удэ, 2003; Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в современном российском обществе /  С.П. Татарова  – Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – 329 с.; Яковлева В.Г. Семья в условиях трансформации российского общества : проблема конфликтов и способы их разрешения: дис. ... канд. социол. наук  / В.Г. Яковлева. - Улан-Удэ, 2007. - 173 с.

3 Бирбаева Я.Ж. Молодая семья как социальный институт на переходном этапе общества (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук  / Я. Ж. Бирбаева.  - Улан-Удэ, 2007. - 161 с.; Осохеева Б.Р. Современная молодая семья: процессы трансформации и факторы стабилизации: дис. ... канд. социол. наук / Б. Р. Осохеева.  - Улан-Удэ, 2007. - 142 с.; Чукреева Л.Н. Молодые замужние женщины: адаптация к новой социальной роли (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук  / Чукреева Л.Н. – Улан-Удэ: БГУ, 2006. – 142 с.

4 Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.; Голод С.И. Состояние и перспективы развития семьи / С.И. Голод, А.А. Клецин– СПб. : С.-Петерб. фил. ИС РАН, 1994. – 186 с.; Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев– М., 1991; Кон  И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И.С. Кон. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 448 с.; Мацковский М.С. Становление брачно-семейных отношений / М.С. Мацковский, Т.А. Гурко. – М.: ИС АН СССР, 1989. – 163 с.; Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников / А.В. Мудрик– М.: Просвещение, 1981; Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц - М.: Просвещение, 1990. - 190 с.






Информация о работе Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)