Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:00, автореферат

Описание

Объектом исследования является процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие состояние процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Цель исследования – выявление состояния процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям и пути его совершенствования в Республике Бурятия.

Работа состоит из  1 файл

avtoreferat.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Также использовались социально-статистические, демографические и другие материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Бурятия, тематические сборники научных трудов, материалы периодической печати, аналитические сборники Комитета по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Научная новизна  исследования заключается в том, что в диссертационной работе предпринимается одна из первых попыток исследовать процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям в Республике Бурятия. Кроме того, в работе:

  1. обоснованы и уточнены определения понятий «учащаяся молодежь», «подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям», «готовность к семейно-брачным отношениям» применительно к исследуемой проблеме;
  2. исходя из результатов проведенных исследований и, различных теоретических концепций выявлены и проанализированы факторы, влияющие на подготовку учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям;
  3. проанализирован генезис воспитания будущего семьянина с целью воссоздания внешней и внутренней логики становления данного процесса в обществе, приращения и трансформации основных положений работы в этом направлении;
  4. выявлены содержание, условия, а также проблемы в реализации процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям в современном обществе; 
  5. выработаны практические рекомендации и предложения по совершенствованию процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.

На защиту выносятся  следующие положения:

  1. Под подготовкой к семейно-брачным отношениям мы будем понимать направление воспитательной работы, а также комплекс целенаправленных и стихийно действующих факторов, позволяющих формировать систему знаний об особенностях брачно-семейных отношений, способствующих усвоению значимых нравственных, психологических, физиолого-гигиенических, хозяйственно-экономических умений и навыков, а также убеждений, установок и ценностей, влияющих на успешность брачно-семейных отношений.
  2. На формирование молодого человека как семьянина влияют различные факторы. Среди важнейших социальных институтов, влияющих на этот процесс, нами выделяются семья, школа, а также средства массовой информации  и непосредственное общение ребенка со сверстниками. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное влияние на ребенка разнится. 
  3. Неэффективное функционирование института семьи, негативное влияние средств массовой информации, отсутствие целенаправленного педагогического воспитательного воздействия со стороны образовательных учреждений снижают значимость семьи в системе ценностей молодежи, формируют неадекватный образ семейной жизни.
  4. Анализ состояния работы по формированию семейно-брачных отношений позволяет констатировать, что недооценка значимости подготовки молодежи к семейной жизни в современном обществе привела к тому, что целенаправленная, методически выстроенная работа осуществляется не достаточно; формы работы слабо учитывают особенности учащейся молодежи; отсутствуют профессионально подготовленные специалисты и разработанные технологии по работе с учащейся молодежью в этом направлении;     
  5. Программа подготовки учащейся молодежи должна основываться на следующих основных положениях: раннее начало подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям, дифференцированный подход, преемственность мероприятий на разных этапах работы с молодежью, комплексность воздействия, взаимодействие различных органов и учреждений.

Теоретическая и практическая значимость результатов  исследования заключается в том, что раскрываются основные проблемы подготовки  учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям в обществе. Выдвинутые в работе теоретические положения раскрывают как сущность понятия подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям, так и факторы, влияющие на процесс формирования семьянина на современном этапе. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в отечественной науке при дальнейшей разработке вопросов подготовки молодежи к семейной жизни в условиях трансформирующегося общества.

Выводы и рекомендации исследования дополняют реальную картину для сотрудников органов и учреждений, связанных с образованием и воспитанием молодежи и областью поддержки семьи. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в корректировке работы образовательных учреждений по подготовке учащихся к семейной жизни.

Также материалы исследования могут быть использованы в вузах  и других учебных заведениях при подготовке учебно-методических программ, лекционного материала, разработке спецкурсов и семинаров по организации подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

Апробация результатов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (июнь 2010 г.)

Материалы исследования использовались в выступлениях автора на: международной научно-практической конференции «Культура и образование: проблемы и перспективы развития» (2006 г.); всероссийской научно-практической конференции «Молодая семья в современном российском обществе: состояние и тенденции развития» (2006 г.); республиканской конференции «Традиционная культура и профессиональное искусство в формировании личности современной молодежи: проблемы и перспективы (2006 г.); межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов вузов города «Молодежь глазами молодежи» (2006 г.); городской научно-практической конференции «Женщина в современном мире» (2007 г.);

Автором опубликовано 8 научных статей, в том числе 2 в реферируемых журналах, а также монография «Проблемы функционирования семьи в современном российском обществе (на материалах исследования студенческих семей Республики Бурятия») (2009 г.) (в соавторстве).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во Введении раскрываются актуальность исследуемой темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, раскрываются   теоретико-методологические основы и эмпирическая база исследования, приводится научная новизна. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту, указывается теоретическая и практическая значимость выполненной работы, формы ее апробации.

Первая глава «Теоретико-методологические подходы к исследованию процесса подготовки  молодежи к семейно-брачным отношениям» состоит из трех параграфов, которые посвящены исследованию теоретических подходов к понятию и сущности «подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям»; анализу факторов, влияющих на подготовку молодежи к семейно-брачным отношениям; выявлению методики изучения состояния подготовки молодежи к браку.

Первый параграф «Определение основных понятий, характеризующих процесс подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям, их логический анализ» посвящен теоретико-методологическому анализу понятий «подготовка к семейной жизни», «половое воспитание» и других понятий, определяющих предмет данного исследования.

В диссертационной работе автор использовала традиционный социологический подход к определению учащейся молодежи и рассмотрела ее как отдельную группу населения в возрасте 14-30 лет.

Неутомимым поборником осуществления подготовки молодежи к семейной жизни был В.А. Сухомлинский, который считал, что к семейным ролям необходимо человека готовить с раннего детства, и это одна из важнейших задач школы.

Рассматривая подготовку к семейно-брачным отношениям, диссертант изучил позиции разных авторов, выделяющих множество аспектов, которые должны быть реализованы в ходе такой подготовки. Рассуждая о готовности молодежи к браку и семейной жизни, И.В. Гребенников приходит к выводу, что подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям должна включать следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический.

Ряд авторов (И.Ф. Дементьева, В.Е. Каган, СВ. Ковалев, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Н.Б. Сельверова, В.А. Сысенко, Т.В. Андреева) подчеркивает особую роль полового воспитания в системе подготовки к семейно-брачным отношениям, отмечает значимость осознания и стремления молодого человека соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к полу.

Другие авторы выделяют значимость не только полового, но гражданского, гендерного воспитания в подготовке хорошего семьянина. Б.С. Круглов говорит о том, что система подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям наряду с половым просвещением, с формированием навыков межличностного общения должна включать и формирование определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка. И.В. Дубровина считает, что «подготовка молодежи к семейной жизни наряду с формированием нравственного мира личности предполагает и формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образам формы поведения».

Многие авторы, раскрывая  проблемы подготовки молодежи к браку, наряду с теоретической, психологической, социальной готовностью выделяют практическую составляющую - формирование определенных навыков и умений, например, ведение хозяйства, уход за детьми и т.д.

Понимание готовности к  семейной жизни напрямую коррелируется с процессом подготовки подрастающих поколений к супружеству, а потому на сегодняшний день сформировалось несколько десятков концепций, рассматривающих этот процесс. На наш взгляд, в каждом из подходов существует рациональное начало, требующее реализации. Только комплексно используя все виды воспитания и методы формирования личности, можно достичь того, что она сможет создать стабильную и крепкую семью.

Во втором параграфе «Факторы, влияющие на подготовку молодежи к семейно-брачным отношениям и роль семьи как важнейшего социального института» рассматривается влияние самых различных социальных институтов, факторов окружающей среды, предопределяющих формирование молодежи.

Так, в ходе диссертационного исследования нами рассмотрено влияние  социальных институтов: семьи, школы, внешкольных  учреждений, а также воздействие средств массовой информации, литературы и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.

Самым действенным средством  воспитания будущего семьянина выступает образ жизни родителей, семейный уклад, отношения между членами семьи. Семейные ценности формируются в значительной степени в самой семье, они подсознательно усваиваются членами семьи, особенно детьми, которые впоследствии реализуют их в своей взрослой жизни. Неоценимую роль в формировании семейно-брачных установок молодежи имеет образ отца, матери. Пример их супружеской жизни воспринимается детьми как некий эталон, образец, по которому они строят свои супружеские отношения. Значительно возрастает значимость семейного воспитания, когда родители осознают и целенаправленно реализуют определенные действия, способствующие формированию хорошего семьянина.

Отрицательным показателем  современности является то, что усилилась  социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, выражающаяся в увеличении числа родителей, не занимающихся воспитанием, содержанием своих несовершеннолетних детей или занимающихся этим ненадлежащим образом. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Люди избегают ответственности, связанной с браком, не приспособлены к нему психологически и физиологически, или же не отвечают по своим морально-психологическим качествам (в особенности в результате пьянства и алкоголизма) высоким требованиям брака.

Кино и телевидение практически безгранично раздвигают рамки перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни, которые либо доступны при наличии определенных социально-экономических условий, либо не могут быть реализованы в силу личностных способностей человека, либо (в случае, например, демонстрации некоторых зарубежных кинофильмов) вообще чужды российскому образу жизни. В частности, такими образцами поведения являются художественные зарубежные и аналогичные отечественные фильмы, развлекательные теле-, радиопрограммы и периодические издания, единицы музыкальной, рекламной продукции и т.д., в которых демонстрируются и пропагандируются беспорядочные сексуальные связи, пренебрежение к семейным ценностям, эгоизм, жестокость и насилие. Так, в обществе активно формируется мнение о том, что беспорядочные сексуальные связи, непрочность брака и семьи, игнорирование моральных обязательств по отношению к супругу(е), детям и родителям, аборты, употребление психоактивных веществ - нормальные явления. Рассмотренный фактор негативного влияния на молодую семью в современной России вполне устраним; для этого необходимо ограничить дисфункциональное воздействие СМИ и стимулировать функциональное.

Значимую роль в формировании личности играют литература и искусство, которые в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания, рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

В русской классической литературе одно из ведущих мест отведено семье, ее устоям, ценностям, вопросам воспитания, в ней отражаются исконно русские традиции. Современных старшеклассников (в 9 -11 классах на уроках литературы изучается русская классика XIX - начала XX вв.) отделяет от описываемых событий временной промежуток более чем в 100 лет, поэтому эти произведения и их герои оцениваются как давно несуществующие.

Нужно заметить, что не каждый учитель  литературы проводит аналогии с сегодняшним  днем. Не всегда на уроках литературы обсуждается и семейная проблематика, говорится о роли семьи в жизни писателей и их героев. Да и русская литература чаще всего дает образец судьбы несчастной женщины, что не может формировать позитивное отношение к супружеству.

Кроме того, личность воспитывается  через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. На нее влияют взаимоотношения со сверстниками в неформальных малых группах. В этом плане более всего сказываются на воспитании подростка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах.

Информация о работе Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)