Трудные подроски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:20, реферат

Описание

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Работа состоит из  1 файл

ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ.docx

— 39.19 Кб (Скачать документ)

 

 

ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной  независимостью, открыто высказываются  о своем нежелании учиться, у  них отсутствует уважительное отношение  к учителям, авторитет сверстников  завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются  коллективом одноклассников. В таких  случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность  трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемлен-ности, детскости.

Одна из самых характерных  особенностей трудных детей —  психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с  нормами поведения, слабость логического  мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают  собственные решения, часто поступают  слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в  драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать  рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто  они жестоки и холодны в  душе, но этого не показывают, их привязанности  поверхностны.

Одной из причин возникновения  такого поведения могут быть психические  заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

В большинстве случаев  медицинское обследование трудных  детей замечает эти отклонения, а  также начинающиеся хронические  психические заболевания. Грани  нормы и патологии не всегда легко  различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться  с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями  характера или с психическим  заболеванием.

Тем более не могут разобраться  в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!

Очевидно, что в большинстве  случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под  влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

Неблагоприятный климат в  семье часто является причиной отклонений в поведении (см. “Положение подростка в семье и отношения с родителями”, “Типы конфликтов и способы их преодоления”). Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными (см. “Конфликты с учителями”).

Также причиной “отверженности”  может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять  перед дурными примерами и  в асоциальных компаниях легко  адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями  и запретами. Найдите причину  или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен  индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в  разные виды деятельности, но держите  ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим  дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как  сначала асоциальное поведение  проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают  доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в  привычку.

• Необходимо найти сильные  стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить —  это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка  испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте  резких выражений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с "трудными" подростками

Работа, направленная на профилактику правонарушений и преступлений среди  учащихся направлена на воздействие  социальных, психологических и биологических  факторов. Особое внимание уделяем  взаимной заинтересованности и согласованной  работе различных ведомств. Данная работа проводится дифференцированно  по отношению к подросткам, взрослым, учитывая состояние здоровья.

На основании этого  в школе разработана и апробирована программа по коррекционной работе с трудными подростками по профилактике правонарушений и преступлений среди  несовершеннолетних.

Программа состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен  диагностики  учащихся и их семей. Педагоги, классные руководители, психолог школы, специалисты  проведено обследование семей учащихся и составлены акты жилищно-бытовых  условий. Заведены специальные карты  на каждого ученика, которые заполняют  классные руководители. Психллги представляют характеристики особенности личности. Кахдый подросток характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно – трудовой активности. Положения в классном коллективе, интереса его склонностей и интересов. Получив полную информацию о подростке и его семье , составляем программу, создаем коррекционные группы, направляем к специалистам. психологи проводят беседы, вскрывая межличностные и внутриличностные конфликты. Основной метод при этом – убеждение. Специалист проводит беседу по вопросам:

1. Каким подросток себя  считает?

2. Каким он хочет быть  в оценке других?

3. Каким его считают  другие?

4. Каков он на самом  деле?

5. Какой ущерб ему приносит  неправильное поведение?

Таким образом, у подростка  формируется адекватная самооценка, уровень притязаний по отношению  к себе.

На втором этапе проводится работа с родителями. Для этого  разрабатываются сценарии классных часов, как с родителями, так и  совместные встречи. Формируются группы для проведения тренинга. Для проведения тренинга приглашаются студенты и специалисты  центров. Данные мероприятия помогают подросткам и их родителям стать  основой для примирения или сближения  сторон.

Данная программа ежегодно меняется  и рассчитана на один учебный  год.

Данная программа дает свои результаты.т ка  за 2007-2008 год в школе отсутствуют учащиеся, состоящие на учете в ПДН.На внутришкольном учете состоят всего 14 человек .Основа постановки их на учет - плохая успеваемость

 

Как эффективно работать с  трудными подростками?

 Ответ на этот вопрос  в СВАО социальные педагоги  искали на окружной конференции  «Организация воспитательно-профилактической  работы в образовательных учреждениях  и взаимодействие с органами  и службами профилактики правонарушений»,  которая прошла в Центре детско-юношеского  творчества «Бибирево».  Учительская Газета

Светлана БРОННИКОВА, главный  специалист Северо-Восточного окружного  управления образования:

- Мы, родители, педагоги, несущие  ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди  становятся здоровыми и ответственными  взрослыми. Однако некоторые из  них оказываются жертвами вредных  привычек и установок, обусловленных  отрицательным влиянием сверстников  и отсутствием навыков, необходимых  для успешного перехода от  детства к взрослой жизни. Подростковые  модели негативного поведения  часто тянут за собой такие  проблемы, как низкая успеваемость  в школе, ложь, воровство, употребление  алкоголя, наркомания. Но предупредить  болезнь гораздо легче, чем  ее лечить. Этим обусловлены важность  и актуальность работы школы  как первичного звена воспитательно-профилактической  работы.

Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и благополучными. Их задача - сопровождение одаренных  детей и детей с психофизическими особенностями в развитии, профориентация, подготовка к семейной жизни. Многим из учащихся требуется квалифицированная  социально-педагогическая помощь для  профилактики негативных состояний. Это  проблемы детей из неполных семей  и семей, где родители находятся  в состоянии развода либо вступили в повторный брак, проблемы детей  в подростковый период, проблемы их взаимоотношений в коллективе сверстников.

В решении проблем, поставленных перед коллективами и социальными  педагогами образовательных учреждений, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в  пределах своей компетенции в  профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Сотрудничество с органами внутренних дел с введением школьных инспекторов стало более эффективным, так как многие вопросы стало  возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются  на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в  сложной жизненной ситуации. Об улучшении  обстановки свидетельствует статистика общественно опасных деяний, совершенных  в образовательных учреждениях, количество которых за 2009 год снизилось  на 33,5%. Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.

В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью  несовершеннолетних, Северо-Восточное  окружное управление образования осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, длительное время не посещающих образовательные  учреждения без уважительной причины, а также систематически пропускающих занятия, своевременно передается в  территориальные ОВД, КДН и ЗП районов. Идет совместная работа по возвращению  детей в образовательные учреждения. В каждой школе работают социальные педагоги, психологи, советы профилактики, которые рассматривают вопросы  посещаемости и успеваемости учащихся, стоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН, КДН и ЗП районов. Для работы с этой категорией детей привлекается родительская общественность, идет индивидуальная работа с учащимися и их семьями, школьные психологи и психолого-медико-социальные центры оказывают им помощь. Специалисты управления образования, администрация школ обращаются в КДН по вопросам организации контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья; принимают участие в работе комиссий при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, длительно не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины, о переводе учащегося на другую форму обучения и других вопросов.

В округе развивается сеть школ, проводящих консалтинговую и  экспериментальную работу по различным  направлениям, в том числе по работе с трудными подростками. С 1 сентября 2009 года в работе сетевой городской  экспериментальной площадки «Развитие  профилактического ресурса антинаркотической деятельности образовательных учреждений на основе межпрофессионального взаимодействия и социального партнерства субъектов профилактики» принимают участие образовательные учреждения №№1446, 1464, 1486, 1490, 1783.

Большие трудности представляет организация профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними  в свободное время. Главное - научить  подростков правильно распоряжаться  свободным временем, так как они  обычно не умеют этого делать. Воспитательно-профилактический процесс проходит значительно успешнее, если он опирается на знание их интересов  и потребностей в сфере досуга, строится с учетом возрастных особенностей. В каждой школе в учебном плане  предусмотрены часы на дополнительное образование детей во второй половине дня. В школах полного дня, ЦО, школах здоровья количество часов увеличено. Особое внимание уделяется организации занятости подростков «группы риска». Наиболее привлекательны для них занятия в спортивных секциях, объединениях технического творчества. В среднем от 74 до 89% учащихся охвачены дополнительным образованием в школах. Цель работы - 100-процентый охват подростков занятиями в секциях и объединениях.

В рамках разработки и реализации программы «Школьные бригады  безопасности» ведется работа в  Центре диагностики и консультирования «Участие», ДЮЦ «Северный», проводится постоянно действующий семинар  в рамках эксперимента «Экспертиза  образовательной среды», продолжена работа по формированию в школьных библиотеках информационных блоков с подборками газетных и журнальных публикаций по проблемам детства  и юношества. Кабинеты и уголки профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании оснащаются методической, нормативно-правовой литературой, периодическими изданиями, видеофильмами. Ежегодная акция  «Нет наркотикам!» проводится в образовательных  учреждениях, районах - это конкурсы плакатов, творческих работ, спортивные соревнования.

Окружная комиссия по соблюдению прав несовершеннолетних на получение  общего среднего образования координирует деятельность подведомственных общеобразовательных  учреждений для обеспечения права  на получение детьми общего образования, выполнения Закона РФ «Об образовании». Одним из решений проблемы неуспешности ребенка стал перевод на другую форму обучения для создания наиболее оптимальных условий обучения с учетом социальных факторов и личностных особенностей ребенка. За летний период в комиссию по вопросу изменения формы обучения обратились 125 человек. Из них 6 несовершеннолетних получили разрешение на продолжение обучения в вечерних сменных школах, 119 - на получение общего образования в учреждениях среднего профессионального образования. С 1 сентября по 1 января 2010 года 29 учащимся разрешено изменить форму обучения.

Информация о работе Трудные подроски