Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

В настоящее время, как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.

Работа состоит из  1 файл

Раздел.docx

— 61.28 Кб (Скачать документ)

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса,  усвоение которых определяет  качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные  для понимания и усвоения. Их  обсуждение следует проводить  в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие  каждого студента.[3,37-45]

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III: Альтернативные методы обучения

3.1. Метод дискуссии

Дискуссия – это метод  обсуждения и разрешения спорных  вопросов. В настоящее время она  является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей  инициативность учащихся, развитие рефлексивного  мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек  зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это  целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых  в школе и классе и проблем  самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны  ответ на стоящий вопрос. Результатом  ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Важность регулярного  использования дискуссии на учебных  занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности  их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать  и выучить материал, но и обязательно  обсудить его с другим человеком.

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Признаки дискуссии:

- работа группы лиц,  выступающих обычно в ролях  ведущего и участников;

- соответствующая организация  места и времени работы;

- процесс общения протекает  как взаимодействие участников;

- взаимодействие включает  высказывания, выслушивание, а также  использование невербальных выразительных  средств; 

- направленность на достижение  учебных целей. 

Взаимодействие в учебной  дискуссии строится не просто на поочередных  высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации  участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю  для углубленного и разностороннего  обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии  побуждает учеников искать различные  способы для выражения своей  мысли, повышает восприимчивость к  новым сведениям, новой точке  зрения; эти личностно развивающие  результаты дискуссии впрямую реализуются  на обсуждаемом в группах учебном  материале. Сущностной чертой учебной  дискуссии является диалогическая  позиция педагога, которая реализуется  в предпринимаемых им специальных  организационных усилиях, задает тон  обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих  одинаковую важность:

Задачи конкретно-содержательные:

- осознание детьми противоречий  и трудностей, связанных с обсуждаемой  проблемой; 

- актуализация ранее полученных  знаний;

- творческое переосмысление  возможностей применения знаний, и др.

Организационные задачи:

- распределение ролей  в группах; 

- соблюдение правил и  процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;

- выполнение коллективной  задачи;

- согласованность в обсуждении  проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д. [2,212-230]

Исследования по использованию  дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению  по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления  сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

 

3.2. Кейс-метод

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.[10,7-8]

Традиционно, бизнес-кейс отражает конкретную бизнес-ситуацию, требующую  управленческих решений со стороны  менеджмента компании. В процессе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений.

В соответствии с исследованиями, проведенными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов, пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях, нежели чем на опубликованных данных. Традиционно, бизнес-кейс пишется в партнерстве академических преподавателей и менеджеров компаний. В настоящее время наибольшее распространение получили бизнес-кейсы, написанные по Северо-Американским компаниям, так как именно здесь зародилась культура ситуационного анализа. Однако с конца 90-х годов активную роль в написании кейсов начинают принимать профессора Европейских школ, ощущая недостаток национальных иллюстраций к бизнес-задачам. Благодаря транснациональным связям активно включаются в этот процесс и Азиатские школы.[2,234-235]

 

3.3. Методика дистанционного обучения

Технология  дистанционного обучения (ТДО) -это система методов,    специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного  содержания образования.  ТДО  ориентирована  на дидактическое применение научного  знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса . Рассмотрим последовательно    методы, средства и формы ДО, считая их важными элементами целостной дидактической системы .[4,22]

Среди преподавателей-практиков  высшей школы, имеющих педагогический опыт, но не занимающихся непосредственно  преподаванием педагогики или дидактики, особого интереса к конкретизации  понятия «метод обучения» не наблюдается. Это связано прежде всего с эмпирическим характером освоения преподавательской деятельности подавляющим большинством таких преподавателей, поскольку главное внимание уделяется освоению удачных приемов, используемых руководителями кафедр или более опытными преподавателями. Освоив операциональную сторону применения таких приемов, практики чаще всего не интересуются их сущностью, и тем, какой метод обучения реализуется при использовании этих приемов. Очевидно, что такое положение дел неудовлетворительно.

Методологический анализ педагогической литературы выявил недостаточную  дифференциацию в ней понятий, обозначаемых терминами «метод», «прием», «способ» обучения. Современные толковые словари, философские, психологические, педагогические энциклопедии и справочники не дают однозначной трактовки этих понятий, все они определяют метод через способ и наоборот, часто приводя перевод слова метод с греческого «methodos»-путь, способ поведения.[1,31-133]

На уровне учебных дисциплин  при изучении конкретного материала  общедидактические методы обучения в системе ДО  реализуются через  множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и   выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения.  Можно полагать,  что и в системе ДО при использовании средств, какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении,  или слушателем (при учении),  он всегда окажется составной частью одного или нескольких из указанных выше общедидактических методов обучения.

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в  традиционной дидактике и  включающих в себя 24 наименования , для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание  учебного материала, письменные работы, повторение. Заметим, что в указанных работах эти приемы отождествляются с методами, что, по нашему мнению не совсем корректно.

Анализ деятельности образовательных  учреждений (ОУ) ДО  показал,  что  при ДО в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный  и репродуктивный методы обучения в  совокупности с проблемным. В экспериментальном порядке находит применение эвристическое обучение, методология которого разработана.[6,69-72]

 

3.4. Методика программированное  обучение

      Бихевиоризм  (родоначальники Э. Торндайк, Д. Уотсон, 20-е годы, США) и потом уточненный необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, 30-е годы; Б.Ф. Скин-нер, 40-50-е годы, США) в середине XX в. стали ведущим направлением американской психологии. Если отвлечься от подробностей, то бихевиористы исходят из того, что поведение человека (животных тоже) можно выразить в формуле S -> R, т.е. стимул -» реакция. Иными словами, поведение есть реакция организма на воздействие извне, внешней среды. Необихевиористы дополнили эту формулу разными промежуточными побудительными факторами. Они разработали теорию научения — процесса и результата приобретения индивидуального опыта (у человека и животных) путем многократных повторений-операций через “пробы и ошибки”. Удачная реакция обучаемого на стимул поощряется, вернее, подкрепляется путем поощрения. Прежняя формула будет: S —> R —> Р, т.е. “стимул —> реакция —> подкрепление”. И так достигается желательное поведение обучающегося, у человека формируются знания, умения и навыки. У обучающего появляется некий инструмент, позволяющий управлять научением обучаемого.

      В середине  века появилась наука кибернетика  (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и информации (Н. Винер, 1948, США). Ее развитие особенно прогрессировало в связи с созданием современных ЭВМ. Бихевиоризм, перенесенный на педагогику, в кибернетике находит концепцию управления научением. На этой почве возникает и формируется идея программированного обучения (Б.Ф. Скиннер, 1954 г., США). В основу программированного обучения, которое разрабатывалось в США, таким образом, была положена бихевиористская теория, для которой характерен механистический подход к научению. Советская педагогика сначала критически, потом настороженно и, в конце концов, благожелательно стала относиться к программированному обучению. Прошло немало времени , пока советские психологи и педагоги приступили к разработке проблем обучения на основе кибернетического подхода, т.е. теории программированного обучения.

      Некоторые  советские исследователи в те  годы считали, что приоритет  в разработке профаммированного обучения принадлежит не американской, а советской педагогике. Так, А.Г. Молибог писал: “…программированное обучение со всеми его элементами не является детищем американской педагогики. Оно является логическим развитием советской и русской школы…”. Уточним: в своей монографии А.Г. Молибог в то время значительное место отводит использованию технических средств и меньше — теории программированного обучения. Но многие исследователи именно к 50-м годам XX в. относят возникновение профаммированного обучения, причем США считаются его родиной. Так полагают Н.Ф. Талызина, М.У. Пискунов и другие исследователи.[3,56]

      Если кибернетика  как теория управления учебной  деятельностью подходила для  советских исследователей, то бихевиоризм  как психолого-педагогическая основа не воспринималась. И действительно, бихевиористская теория низводит научение человека к механическим способам дрессировки животных. И именно в 60-е годы А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий, которая была благожелательно воспринята психологами и педагогами. И эта теория вполне подошла как психологическая составляющая советской концепции программированного обучения. Вместе с тем какие-то идеи бихевиоризма в этом обучении сохранились. С того времени исследованием теории и практики программированного обучения стали заниматься представители частных методик (математики, физики, химии, языков и др.) как в общеобразовательной, так и высшей школе. Исследователи доказывали, что программированное обучение это не только новая методика наряду с другими, а методика управления обучением. Оно активно стало внедряться в учебный процесс разных типов учебных заведений. Его развитие было обусловлено также достижениями алгоритмизации в обучении, активным внедрением технических средств в учебный процесс.Такова предыстория программированного обучения.

      Программированное  обучение современные исследователи  относят к дидактической системе,  а не просто к методам или  формам занятий. Про-граммирование — это составление программы, в данном случае — определенной последовательности учебных действий и операций как учащихся, так и обучающего (преподавателя, машины).

      Существенной  особенностью программированного  обучения является обратная связь.  Именно она обеспечивает систематическую  инфор- мацию о продвижении обучающегося по усвоению программного материала и позволяет управлять ходом учения.

      Другой  особенностью этой дидактической  системы надо признать цикличность,  т.е. повторяемость последовательных  учебных операций при изучении  разных частей (фрагментов) учебного  материала.

      Программирование  проводится в определенной последовательности. Уточняется тема. Содержанию материала  придается строгая логическая  структура. Определяется основная  задача изучения курса или  его раздела,. части. Выясняются особенности обучающихся, которым адресована программа учебных действий (их возраст, уровень образования, учебные умения и навыки).

      Следующий  очень важный этап программирования  — это разработка алгоритма  учебной деятельности (для учащегося). Для этого весь материал, который необходимо выучить, изучить, делят на шаги (другие названия: кванты, порции, дозы, единицы информации). Величина каждого шага определяется опытным путем. Причем, если шаг (доза) будет большим, то его трудно усвоить в один прием, а маленькие шаги потом сложно обобщать.

Информация о работе Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ