Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

В настоящее время, как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.

Работа состоит из  1 файл

Раздел.docx

— 61.28 Кб (Скачать документ)

Введение

В настоящее время, как  в средней, так и в высшей школе  сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному  индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального  запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся  в постиндустриальном информатизированном  обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации  образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную  стратегию.

Как показывают исследования, психологически наиболее сложным в  переходе от традиционного к инновационному обучению оказывается процесс освоения преподавателями нового типа управления – системного управления целостной  ситуацией, предполагающей, прежде всего изменение собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации. Переход от директивного, административно-командного управления отдельными аспектами учения к организации целостной ситуации во всей полноте ее параметров, в режиме совместной деятельности, а затем и партнерства с участниками не может происходить самопроизвольно. Здесь необходимы усилия, направленные на обучение, воспитание еще на студенческой скамье самих организаторов образования – преподавателей.

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы  формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения  этих теорий в педагогической практике.

Целью курсовой является описание основных традиционных альтернативных методик, а также компаративный  анализ.

Раздел I:Общее понятие о методах обучения     

 Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования  явлений природы и общественной  жизни, прием, способ или образ  действия.  
      В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. [9,7-10] 
      Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности. 
      В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод— объективно возникшая субстанция; 2) метод — личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения.  
     Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания. 
      Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.  
      История развития методов обучения получила свое начало в древности, первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. 
      Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость, как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их. 
      В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни — видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации. [8,15-18]

    1. Выбор методов обучения

 

      Подготовка к  уроку и его проведение —  это целая наука, в содержании  которой есть свое место методам  обучения, их многообразию, возможностям  их совершенствования. Выбор методов  обучения — дело сложное, связанное  с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий,  причин, обстоятельств и т.д. Выбор  определяется целями и задачами  всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие  и воспитание, в русле современных  положений дидактики. 
      На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие: 
       1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:

- особенности методики конкретной  учебной дисциплины, ее специфики  требований к отбору определяемых  общедидактических методов; 
 - цели и задачи содержания проводимого урока; 
 - время на изучение программного материала; 
 - материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.); 
 - средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);   
- объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность. 
       2. Уровень сформированности мотивации учения: 
      - степень развитости познавательной активности и интереса к учению; 
      - уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность); 
      - особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт. 
            3. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности. 
      Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока. 
      Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.      

По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое  мышление начинает доминировать над  логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. [8,35-37]      

 

 

 

Глава II: Традиционные методики обучения

2.1. Словесные методы  обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и  др. В процессе их разъяснения преподаватель  посредством слова излагает, объясняет  учебный материал, а обучаемые  посредством слушания, запоминания  и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

Возможно несколько видов  рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено  другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется  относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий  вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение  по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и  убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания  для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация  внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Для преподавания в модели дистанционного обучения достаточно действенный  способ, хотя не слишком усовершенствованные  речевые данные компьютера могут  влиять на качество учебного процесса, что с лихвой может заменяться аудио кассетами. Что очень эффективно для учебного процесса.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и  иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.[7,56-61]

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение  длительного времени, активизации  мышления слушателей, приемы обеспечения  логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения и  др.

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически  стройное и последовательное изложение  одного за другим всех пунктов плана  с резюме и выводами после каждого  из них и логическими связями  при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподаватели поэтому четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.

Подобным методом легче  всего пользоваться с помощью  аудио кассет, а также с помощью  видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих  и др.) приемы обсуждения ответов  и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов  из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление  темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные  вопросы становятся недоступными для  обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных  ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования  в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.[8,62-65]

В то же время возможны и  весьма желательны при достаточной  подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные  ответы на проблемные задачи. Подобные методы обучения в данном случае могут  представлять только достаточно активную переписку преподавателя с обучаемыми. Иначе этот метод возможен при дистанционном обучении только на время сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые обучаемые просто нуждаются в подобных методах обучения.

 

2.2. Наглядные методы  обучения

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Особенностью наглядных  методов обучения является то, что  они обязательно предлагаются, в  той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь  слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и  второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться  с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Информация о работе Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ