Тест на тему: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:39, тест

Описание

Типология по предпочтению фигур

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 18.61 Кб (Скачать документ)

Тест «Конструктивный  рисунок человека из геометрических фигур» 
 
Цель применения теста: выявление индивидуально-типо¬логический различий. 
Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, со¬ставленную из 10 элементов, среди которых могут быть треу¬гольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или умень¬шать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, на¬кладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количе¬ство фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами исполь¬зовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать не¬достающие". 
Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги раз¬мером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответ-ственно на листе № 2 — второй, на листе № 3 — третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нару¬шении инструкции данные не обрабатываются. 
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении чело¬века треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи¬сел, где сотни будут обозначать количество треугольников, де¬сятки — количество кругов, единицы - количество квадра¬тов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "фор¬мулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1. 
Интерпретация данных. Собственные эмпирические иссле¬дования, в которых получено и проанализировано более двух ты¬сяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элемен¬тов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют опи¬санные ниже типологические характеристики. 
Интерпретация теста основана на том, что геометричес¬кие фигуры, использованные в рисунках, различаются по се¬мантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступа¬тельной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фи¬гура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямо¬угольник интерпретируются как специфически техническая кон-структивная фигура, "технический модуль". 
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индиви¬дуально-типологических различий (см. табл. 1). 
 
Типы: 
I тип — "руководитель". Обычно это люди, имеющие склон¬ность к руководящей и организаторской деятельности, ориен¬тированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на вы¬соком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта¬цией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выби¬рают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево". 
Формулы рисунков: 901,910, 802, 811, 820,703, 712,721,730, 604, 613; 622, 631,640. 
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901,910, 802, 811,820; ситуативно — 703,712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руково¬дитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631, 640. 
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне разви¬тия, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в про¬фессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характери¬стикам. 
II тип — "ответственный исполнитель" — обладает мно¬гими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чув¬ством ответственности и требовательности к себе и другим, вы¬соко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувстви¬тельностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенап¬ряжения. 
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. 
III тип — "тревожно-мнительный" — характеризуется раз¬нообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хоб¬би, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликту¬ют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ра¬нимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под¬бадривании. 
.Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того» 415 -- "поэтический подтип" — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно пло¬хо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо рабо¬тать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе. 
IV тип — "ученый". Эти люди легко абстрагируются от ре¬альности, обладают "концептуальным умом", отличаются способ¬ностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое пове¬дение. 
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и слож¬ную координационную работу; 325 — подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологичес¬кими дисциплинами, медициной. 
Представители этого типа часто встречаются среди лиц, за¬нимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, те¬атрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д. 
V тип — "интуитивный". Люди этого типа обладают силь¬ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятель¬ности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об¬разным воображением, что дает возможность заниматься техни¬ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочита¬ют самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, ка-сающиеся их свободы. 
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 — часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 — обладает способностью к литературному творче¬ству; 217 — обладает способностью к изобретательской деятель¬ности; 226 — большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя. 
VI тип — "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обла¬дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художествен¬ного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными ориги¬нальными идеями. 
Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028, 037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудитори¬ей; 118 — тип с наиболее выраженными конструктивными воз¬можностями и способностью к изобретениям. 
VII тип — "эмотивный". Обладают повышенным сопере¬живанием по отношению к другим, тяжело переживают "жесто¬кие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы дру¬гих людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способ¬ностей. 
Формулы рисунков: 550,451,460, 352, 361,370,253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. 
VIII тип — обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давле¬ние на людей. Если это хороший специалист, то он может заста¬вить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собствен¬ных проблем. 
Формулы рисунков: 901, 802,703,604, 505,406,307,208,109. 


Информация о работе Тест на тему: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»