Шпргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 12:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ.docx

— 73.53 Кб (Скачать документ)

Валидность – пригодность, т.е. соответствие выбранного метода в поставленных задачах.

Теорет.валидность правильность по карыляциям показателей одного и того же свойства с помощью разных методик.

Эмпирическая  валидность соответствие диагностических показателей реальному поведению человека при сравнении данных эксперем.методик и наблюдения.

Внутренняя  валидность – характеризует внутреннюю структуру диагност.методик направленных на суждение, умозаключение.

Имеется критерий валидности – это поведенческие реакции испытуемого в жизни, ситуация достижения испытуемого в разных видах деятельности, данные о выполнении методик и данные полученные от др.методик валидность которых тоже установл.

Надежность  – возможность получения данных.

Надежность  можно установить 2 способами: получение  результатов методов получ.разными экспериментаторами; путем сравнивание результатов полученных одной и той же методикой у разных экспериментаторов.

Точность  – отражает способность, помогает измерить тонкие изменения.

Однозначность – отражает изменения именно того свойства на кот. направлена методика. Если на ряду с этими показателями получается и другие результаты, то методика получается многозначной. 

2. Определение доминантности функционирования парных органов чувств (выявление сенсомоторного профиля) 
 

билет № 6

1. Психолого-педагогический  эксперимент как  метод изучения  психики

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно  и продуманно создается искусственная  ситуация, в которой изучаемое  свойство выделяется, проявляется и  оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит  в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими  феноменами, научно объяснять происхождение  явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент  на практике бывает нелегко, поэтому  в научных исследованиях он встречается  реже, чем другие методы .

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический  эксперимент осуществляется с помощью  конкретных приемов изучения психических  функций — экспериментально-психологических  методик (складывание пирамидки, разрезные  картинки, доски сегена и др).

При организации  эксперимента важно соблюдать следующие  правила:

- эксперимент  должен моделировать психическую  деятельность, осуществляемую ребенком  в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент  должен помочь обнаружить структуру  не только нарушенных, но и  оставшихся сохранными психических  функций;

- построение  экспериментальных приемов должно  предоставить психологу возможность  учитывать поиски решений обследуемым  ребенком, а также вмешаться в  его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь  и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально-психологические  приемы должны быть направлены  на раскрытие качественной характеристики  психических нарушений;

- результаты  экспериментально-психологического  исследования должны точно и  объективно фиксироваться в протоколе.

Построение  экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим  количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При  интерпретации результатов обязательно  сопоставление данных, полученных разными  методиками. 

2. Методы исследования  восприятия у детей 

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть  этой методики состоит в том, что  ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Методика     «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время  ребенок не сумел полностью выполнить  задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Методика  «Узнай, кто это»

Прежде  чем применять эту методику, ребенку  объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое  обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 3, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение. 
 

билет № 7

1. Тесты и требования, предъявляемые к тестированию

Тестами в психологии называют стандартизированные  методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

     Стандартизированность методики - т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

     Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые  при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

Требования, предъявляемые к тестам:

1.     Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2.     Простота формулировок и однозначность  тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

3.     Ограниченное время выполнения  тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4.     Наличие тестовых норм для  данного теста – репрезентативные средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

     Норма теста - средний уровень  развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических

характеристик.

2. Методы исследования  фрустрационных реакций

Тест  фрустрационных реакций Розенцвейга.

Методика  предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал  теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

:А.  Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые).

:Б.  Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

Испытуемому предлагается заполнить все пустые квадраты, вписав свои слова. Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Испытуемого просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.

билет № 8

1. Критерии, положенные  в основу классификации  методов психодиагностики

Такими  критериями являются следующие:

Тип применяемых  в методике тестовых задач.

Адресат используемого в методике тестового  материала.

Форма представления тестового материала  испытуемым.

Характер  данных, используемых для выводов  о результатах психодиагностики.

Наличие в методике тестовых норм.

Внутреннее  строение методики.

По  типу применяемых  тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающиепродуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

По  адресату тестового  материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго — проективные методики.

По  форме представления  тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

Информация о работе Шпргалка по "Психологии"