Шпргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 12:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ.docx

— 73.53 Кб (Скачать документ)

Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения или разброс данных. Дисперсия определяется по следующей формуле:

где S — выборочная дисперсия, или просто дисперсия;

— выражение, означающее, что для  всех хк от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

п — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.

Медианой  называется значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам. Справа и слева от медианы в упорядоченном ряду остается по одинаковому количеству признаков.

Знание  медианы полезно для того, чтобы  установить, является ли распределение частных значений изученного признака симметричным и приближающимся к так называемому нормальному распределению. Средняя и медиана для нормального распределения обычно совпадают или очень мало отличаются друг от друга. Если выборочное распределение признаков нормально, то к нему можно применять методы вторичных статистических расчетов, основанные на нормальном распределении данных. В противном случае этого делать нельзя, так как в расчеты могут вкрасться серьезные ошибки.

Мода  еще одна элементарная математическая статистика и характеристика распределения опытных данных. Модой называют количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке. На графиках, представленных на рис. 72, моде соответствуют самые верхние точки кривых, вернее, те значения этих точек, которые располагаются на горизонтальной оси. Для симметричных распределений признаков, в том числе для нормального распределения, значение моды совпадает со значениями среднего и медианы.

МЕТОДЫ  ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ  ЭКСПЕРИМЕНТА

С помощью  вторичных методов статистический обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Обсуждаемую группу методов можно разделить на несколько подгрупп: 1. Регрессионное исчисление. 2. Методы сравнения между собой двух или нескольких элементарных статистик (средних, дисперсий и т.п.), относящихся к разным выборкам. 3. Методы установления статистических взаимосвязей между переменными, например их корреляции друг с другом. 4. Методы выявления внутренней статистической структуры эмпирических данных (например, факторный анализ).

Регрессионное исчисление — это метод математической статистики, позволяющий свести частные, разрозненные данные к некоторому линейному графику, приблизительно отражающему их внутреннюю взаимосвязь, и получить возможность по значению одной из переменных приблизительно оценивать вероятное значение другой переменной.

Для сравнения  выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют t-критерий Стъюдента.

Описанная методика сравнения средних величин  по критерию Стъюдента в практике применяется тогда, когда необходимо, например, установить, удался или не удался эксперимент, оказал или не оказал он влияние на уровень развития того психологического качества, для изменения которого предназначался.

Следующий метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных, носит название метод корреляций. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике.

Имеется несколько разновидностей данного  метода: линейный, ранговый, парный и множественный. Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Эти связи графически выражаются прямой линией, отсюда название «линейный». Ранговая корреляция определяет зависимость не между абсолютными значениями переменных, а между порядковыми местами, или рангами, занимаемыми ими в упорядоченном по величине ряду. Парный корреляционный анализ включает изучение корреляционных зависимостей только между парами переменных, а множественный, или многомерный, — между многими переменными одновременно.

Метод множественных корреляций в отличие  от метода парных корреляций позволяет выявить общую структуру корреляционных зависимостей, существующих внутри многомерного экспериментального материала, включающего более двух переменных, и представить эти корреляционные зависимости в виде некоторой системы.

Один  из наиболее распространенных вариантов  этого метода — факторный анализ — позволяет определить совокупность внутренних взаимосвязей, возможных причинноследственных связей, существующих в экспериментальном материале. В результате факторного анализа обнаруживаются так называемые факторы — причины, объясняющие множество частных (парных) корреляционных зависимостей.

С помощью  выявленных факторов объясняют взаимозависимость психологических явлений.

Чаще  всего в итоге факторного анализа  определяется не один, а несколько факторов, по-разному объясняющих матрицу интеркорреляций переменных. В таком случае факторы делят на генеральные, общие и единичные. Генеральными называются факторы, все факторные нагрузки которых значительно отличаются от нуля (нуль нагрузки свидетельствует о том, что данная переменная никак не связана с остальными и не оказывает на них никакого влияния в жизни). Общие — это факторы, у которых часть факторных нагрузок отлична от нуля. Единичные — это факторы, в которых существенно отличается от нуля только одна из нагрузок.  

2. Беседа как метод  психологической  диагностики

Беседа  — это метод сбора первичных  данных на основе вербальной коммуникации.

Он при  соблюдении определенных правил позволяет  получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или  иных поступков, о субъективных состояниях.

Беседа  как метод психодиагностики имеет  некоторые различия по форме и  характеру организации.

Одним из наиболее распространенных видов  беседы является интервью.

Интервью  — это проводимая по определенному  плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме  оно бывает:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

частично  стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует  стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних  воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы.

В зависимости  от целевого назначения интервью разделяют  на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью — это метод терапевтической  беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

 косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

 проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые  трудно поддаются осознанию. Их можно  использовать, чтобы исключить социально  желательные ответы. 

билет № 4

1. Классификация методов  психологического  исследования

Методы  научных исследований -это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверныесведения, используемые далее для построения научных теорий и выработкипрактических рекомендаций.

В зависимости  от авторского подхода выделяют несколько  классификаций методов психологического исследования. Рассмотрим некоторые  из них.

Классификация (Г. Пирьов) -классическая:

Собственно  методы(наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное,непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент:лабораторный, естественный, психолого-педагогический. 

Методические  приемы - вспомогательные методы психологического исследования (математические, графические, биохимические). 

Методические  подходы (генетический, психофизиологический).

Классификация С.Л. Рубинштейна:

Наблюдение: внешнее,внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический,, физиологический (или метод условных рефлексов).

Приемы  изучения продуктовдеятельности.

Беседа.

Анкета.

Классификация Б.Г. Ананьева:

Организационные:сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

Эмпирические: обсервационные(наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой,естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод психологического исследования.

Методы  обработки данных:методы математической статистики, качественного описания.

Интерпретационные методы:генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация). 

2. Наблюдение как  метод изучения  психики 

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает. 

билет № 5

1. Требования к использованию  методов в процессе  психологического  исследования

Валидность, надежность, точность и однозначность, эти требования – эти требования необходимо учитывать, для получения наиболее достоверного результата, для возможности правильного обобщения, для наиболее надежного получения результата. Эти требования должны соответ. задачам исследования.

Информация о работе Шпргалка по "Психологии"