Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка

Описание

Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Работа состоит из  1 файл

психология2.docx

— 124.47 Кб (Скачать документ)

 

 

15. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Характеристика младшего школьного возраста глубоко и содержательно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам. Согласно Л.И. Божович, показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция школьника" - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и со сверстниками. В первые месяцы пребывания в школе учитель должен привить ученику чувство того, что класс - это не чуждая ему группа людей, а доброжелательный коллектив сверстников. У первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений - каждый из учащихся пока еще "сам по себе", контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: "Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику".В первом классе восприятие сверстника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (сидят за одной партой, живут поблизости). К 10-11 годам приобретают значимость личностные качества учащегося - доброта, честность, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, организаторские способности. Дома первоклассник должен считаться с интересами и заботами других членов семьи во избежание возникновения своеобразного ученического эгоизма "школьного труженика", когда ребенок начинает узурпировать свое положение, диктовать семье тот уклад домашней жизни, в центре которого находятся он - школьник. В то же время родители должны с уважением воспринимать и удовлетворять права ребенка (отвести место для выполнения домашних заданий, считаться с режимом дня школьника). Как отмечает В.В. Давыдов, к середине учебного года у многих первоклассников по мере привыкания к внешним атрибутам школы гаснет первоначальная тяга к учению, наступают апатия и безразличие. Способом предупреждения "насыщения" учением является постановка учителем достаточно сложных учебно-познавательных задач, постановка системы заданий, требующих активного выяснения путей и средств их решения. В первые месяцы обучения особенно опасно требовать от учеников простого запоминания тех или иных сведений без должного понимания их необходимости и условий применения, чтобы не упустить из-под контроля важный момент - начало формирования у школьников познавательных интересов к учебному материалу, так как отсутствие таких интересов отрицательно сказывается на всей последующей учебной работе. Действительно, мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, то есть мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Д.Б. Эльконин считал, что побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе.

 

16.учебная деятельность-ведущая  деятельность в младшем школьном  возрасте. В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном  возрасте дети воспроизводят не  только  знания  и  умения,но еще и развитие внутреннего сознания и те  исторически  возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и  мышления,  —

рефлексию, анализ, мысленный эксперимент. Иными словами, содержанием учебной  деятельности  являются  теоретические знания (этим термином, как об этом говорилось выше, мы  обозначили  единство

содержательного абстрагирования, обобщения  и теоретических понятий).  Данное положение, раскрывающее содержание и  смысл учебной деятельности, возникло  в результате   специального   рассмотрения    вопросов    истории    народного

образования, и современных тенденций  его развития1. В  определенной  степени это положение основано на фактах,  которые  были  установлены  в  результате

анализа опыта работы начальной  школыТермин «учебная деятельность», обозначающий один из типов воспроизводящей деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как

известно, учатся в самых разных видах  деятельности  (в  игре,  труде,  при занятии спортом и  т.  д.).  Учебная  же  деятельность  имеет  свое  особое содержание  и  строение,  и  ее  необходимо  отличать   от   других   видов

деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так  и  в других  возрастах  (например,  от   игровой,   общественно-организационной,

трудовой деятельности и т. д.). Причем в  младшем  школьном  возрасте  дети выполняют все только что  перечисленные  и  другие  виды  деятельности,  но

ведущей  и  главной  среди  них  является  учебная  —   она   детерминирует возникновение основных психологических  новообразований  данного  возраста,

определяет общее психическое  развитие младших школьников,  формирование  их личности в целом.

17.развитие психических ф-ций младшего школьника.к психическим ф-циям относятся:внимание,память,воображение. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Если в дошкольном возрасте игровая деятельность сама способствовала количественным изменениям в развитии произвольности (возрастанию произвольности, выражаемой в сосредоточенности и устойчивости внимания, долговременности сохранения образов в памяти, обогащение воображения), то в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего  мира, организует его внимание на исследуемых  объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок  занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а  то и три часа. Так же долго  он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие  интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться  и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той  деятельности, которая ему безразлична  или совсем не нравится.

Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных  указаний. Ему напоминают о необходимости  выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия ("Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный  карандаш и в верхнем левом  углу - вот здесь - нарисуем кружок..." и т.д.).

Младший школьник в известной степени  может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.И все-таки, хотя дети в начальных классах могут  произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного  напряжения. Отключение внимания спасает  от переутомления. Эта особенность  внимания является одним из оснований  для включения в занятия элементов  игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это  требует колоссальных усилий воли и  организации высокой мотивации.Развитие памяти 
Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в дошкольном возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека.

Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет  значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова  в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка  к делу, которым он занят.В школе  ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка  запоминания. Учитель дает ребенку  указания, каким образом можно  запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с  детьми он обсуждает содержание и  объем материала, распределяет его  на части (по смыслу, по трудности запоминания  и др.), учит контролировать процесс  запоминания. Понимание является необходимым  условием запоминания - учитель фиксирует  внимание ребенка на необходимости  понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию  стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения  школьных заданий, но и для всей последующей  жизни.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная  деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить  работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала  позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения  в результате погружения в учебную  деятельность и воочию увидеть, что "учить себя"- значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.развитие воображенияВ младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к  воображению ребенка предъявляют  специальные требования, которые  побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель  на уроке предлагает детям представить  себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают  развитие воображения, но они нуждаются  в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др

 

.18.развитие личности в младшем школьном возрастеХотя младший школьный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким, по нашему мнению, является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является. ереломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный, октябрятскую звездочку). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей. 
Усвоение моральных норм и правил поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение. Характер. Не следует всегда рассматривать характерологические проявления младших школьников как устойчивые и закрепленные формы поведений, в которых реализуется система отношений. Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состоянияРаспространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. 
К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего. 
Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. 
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах,— на все это необходимо опираться в воспитательной работе. 
К началу обучения в III классе, под влиянием возрастающих требований, под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы, у младшего школьника формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность.  
Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, появляется умение сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость, умение преодолевать трудности. Ученики III класса обнаруживают способность в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Но порой побеждает и мотив низшего уровня (стремление получить удовольствие). В этой ситуация воспитатель должен проявить твердость, в противном случае закрепляется нежелательная привычка (например, бросать уроки и спешить к телевизору, если идет интересная, а иногда и любая передача). 
Уже в III классе у учащихся заметно начинает проявляться осознанное чувство долга (если оно целенаправленно формировалось учителями и родителями), пока еще недостаточно устойчивое и не совсем самостоятельное.. В младшем школьном возрасте можно наблюдать и элементарные проявления специфических умственных способностей, например математических. Исследования психолога И. В. Дубровиной показали, что уже во II классе у многих детей можно выявить наиболее оптимальную для них область умственной деятельности. И. В. Дубровина, экспериментально организуя операционно-однотипную деятельность детей на разном материале (наглядно-образном, словесном, числовом), показала, что темп продвижения детей, быстрота овладения всеми операциями различна по отношению к разному материалу. . Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим людям,— это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение. Такие чувства и надо закреплять. 
Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни — подростковый возраст.

19.социальная ситуация  развития подростков. В традициях советской психологии это возраст учеников 5-8-х классов, переходный от детства к взрослости. Американская психология выделяет более продолжительный период - возраст тинейджеров, то есть подростками считаются в 13-19 лет (числа с окончанием на teen). Его же называют пубертатным возрастом, то есть возрастом полового созревания.

Впервые этот возраст описал С. Холл, подчеркнув противоречивость поведения  подростка, неожиданные переходы от веселости к унынию, от самоуверенности  к сомнениям, от неумеренной общительности  к замкнутости. Холл объяснял эти  кризисные явления физиологическими причинами. И действительно, физиологи  находят в организме подростков «гормональные бури», «эндокринный шторм», не скупясь на сгущение красок.

Физиологическое взросление - половое  созревание - вызывает бурный рост в  длину (10-12 см в год), диспропорции тела (длинные конечности, удлинение носа), неуклюжесть, неловкость. Удлиняющиеся кровеносные сосуды узки и не всегда достаточно обеспечивают кровоснабжение организма, создавая восприимчивость  к различным заболеваниям, способствуют нарастанию близорукости и т. д. Характерно также нарастание силы возбуждения  при относительной слабости торможения. Психологический эффект всех этих изменений  усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок вырос  выше мамы или стал неловкий, делают замечания по поводу внешности. И  подросток начинает рассматривать  себя в зеркало, заново изучать, концентрироваться  на своей внешности.

Биологическое проявляется через  социальное, и в разных социальных условиях по-разному. Несостоятельность  биологического подхода к пониманию  подросткового возраста стала очевидной  в свете культурно-антропологических  исследований М. Мид. В примитивных  обществах на островах Самоа и  в Новой Гвинее дети переживают подростковый возраст без кризисов и конфликтов, тревоги и стрессов, при посильном  участии в труде взрослыхРастущее чувство взрослости вызвано не только биологическим развитием; физические возможности, мышечная сила позволяют  подростку выполнять достаточно важные поручения в домашнем хозяйстве, и он, естественно, ждет, что взрослые попросят об этом и поблагодарят. Детские  понукания и назойливые поучения раздражают и вызывают протест, негативизм. Более уместны в таких ситуациях  просьбы типа «только ты сумеешь», «я на тебя надеюсь» и т. д.Чувство  взрослости поддерживается и учебой. Подростки изучают такой материал, который взрослыми изрядно забыт, и это порождает сознание своего превосходства.

Чувство взрослости, осознание себя взрослым -главное новообразование  подросткового возраста, а непризнание  подростков взрослыми - главная причина  их конфликтов с окружающими.Конфликтность  усиливается физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в  коре головного мозга делает намерения  подростков решительными, порой необдуманными, увлечения - яркими и неотложными, суждения - категорическими, хотя и недостаточно обоснованными. Им хочется сделать  задуманное «здесь и теперь», но если отсрочить исполнение, вся затея  может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать  авторитет и легко его утратить. Они замечают недостатки взрослых и  склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-белых тонах.Чувство  взрослости подталкивает подростков к  самостоятельным суждениям, оценкам  и решениям. Но самостоятельный выбор  требует устоявшихся взглядов и  ценностных ориентаций, и подросток  тянется к товарищам, ищет в них  поддержку своих решений. Общение  с друзьями помогает выработать собственную  систему оценок, хотя зачастую она  по существу повторяет мнение друзей. Не в меньшей степени подросток  дорожит признанием со стороны взрослых, особенно - посторонних взрослых, поскольку  мнение близких стало привычным. Ведущей деятельностью и ведущим фактором развития становится общение с товарищами в социально значимой деятельности, одобряемой взрослыми. Чаще это что-нибудь за пределами школьных уроков: учеба воспринимается как занятие для детей. Но если школа организует совместное с учениками планирование мероприятий: проведение утренников и встреч, развивающие игры, художественную самодеятельность, отчеты кружков и так далее, и если подросток находится в гуще этих событий, - учеба воспринимается как нечто важное. Однако чаще всего отношение к школе у подростков скептическое.В целом развитие взрослости подростков может принять неожиданное направление и самые разнообразные варианты. У них обостренный интерес к новым впечатлениям, а новым может быть и школьный театр с успехом у публики, и набеги на чужие сады, и спортивные победы, и алкоголь, и секс. Особенности протекания этого периода определяются конкретными обстоятельствами жизни, формами сотрудничества в школе и дома, положением подростков в мире взрослых. Чем более значим и признан их вклад в социально значимое дело, тем мягче, незаметнее проявления кризиса. Подростковый кризис может начинаться в разном возрасте. Хотя его иногда и называют "кризис 14 лет", он не обязательно начнется, когда вашему ребенку исполнится 14. У девочек подростковый кризис обычно приходится на 11-16 лет, у мальчиков - чуть позже, 12-18. Рамки подросткового кризисаиндивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно. Обычно чем позже проявляется подростковый кризис, тем более бурно он происходит. Однако если ваш ребенок ведет себя идеально в течение всего подросткового возраста - это повод задуматься. Если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально. Любой кризис - это закономерный этап развития ребенка. Если подростковый кризис отсутствует, ребенок может вырасти инфантильным. Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтамПодростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется половым созреванием ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как говорится - "гормоны бушуют". Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение - все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причинойподростковых комплексов. Подростковый кризис обычно проявляется более бурно, чем остальные кризисы. Возможности маленького ребенка в плане самовыражения и самоутверждения более ограничены - да, он будет капризничать, но по крайней мере - у вас на виду. Подросток может замкнуться в себе или напротив - конфликтовать с вами в открытую, а в более тяжелых случаях подростковый кризис может сопровождаться курением, употреблением алкоголя, демонстративным уходом из дома или даже попыткой суицида. Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы - пока что несмело и осторожно. Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает более бурно - ребенок подросток может "выкинуть" что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье - чем она здоровее, тем меньше будет подобных "фокусов". Во времяпосткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми.

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"