Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка

Описание

Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Работа состоит из  1 файл

психология2.docx

— 124.47 Кб (Скачать документ)

I. Предмет и задачи  возрастной психологии 
Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками. 
Мера дробления возрастных периодов развития человека и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, с учетом сложившейся в нашей стране системы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника (часто называемая детской психологией), психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста (геронтопсихология). Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных срезов.С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX — начало XX вв.) рамки возрастных границ объектов исследований существенно раздвинулись.Исследования аспектов развития уже изученных психологических особенностей взрослых людей постепенно распространялись на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное — раскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны (сензитивны) для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности. 
Заслуживающим внимания в этом отношении является ранний возраст, первые годы и даже месяцы жизни младенца, когда начинается процесс социализации, превращения биологического существа в человеческую личность. Разрастание исследований психологии преклонного возраста тоже позволило получить много важного и интересного. Границы сохранения активности и творческих способностей человека оказались значительно дальше, чем это считалось ранее, а главное, обнаружилось, что эти границы могут быть существенно смещены за счет организации жизни и деятельности человека.Без знания возрастной психологии невозможны осуществление педагогического процесса в целом, определение содержания и методов учебно-воспитательной работы, реализация индивидуального подхода к учащемуся, оказание необходимой помощи и поддержки развивающемуся человеку. 
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития. 
Составляющими предмета возрастной психологии являются:изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; 
понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.  
В данный блок изучения входят следующие проблемы: 
- специфические сочетание психологии и поведения обозначенные понятием возраст; 
- в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже никогда больше не повторяется; 
- понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем случае не с количество прожитых лет. Так существует два вида: паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя как дети, то есть вести себя инфантильно; 
- возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь; 
- любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения; 
- понятие возраст, которое психологически верно определено для данного периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии; 
- понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня) психологического развития ребенка в целом. 
Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. 
Закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; 
детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто неизменное.Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке: основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах – как в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.предмет и задания педагог психолог.  Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.  Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета. Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются (см. анимацию):раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

изучение психологических основ  деятельности педагога;

определение факторов, механизмов, закономерностей  развивающего обучения, в частности  развития научного, теоретического мышления;определение  закономерностей, условий, критериев  усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

 

2.роль соц развития  и наследственности.

В ранний и дошкольный периоды главным  в становлении ребенка как  личности является взрослый. Именно его  мнение, порицание или одобрение, подбадривание являются важными  условиями для гармоничного развития ребенка в согласии с окружающим миром и собственными ощущениями.

Желание ребенка услышать похвалу  от взрослых, прежде всего от родителей, заставляет его совершать не свойственные ему поступки, вести себя так, чтобы заслужить одобрение. С поступлением ребенка в школу его социальные роли увеличиваются. У него появляется больше прав и обязанностей, он начинает свое взаимодействие с социумом, занимая в нем благодаря своим стараниям и умениям определенное место.

Конец младшего школьного возраста характеризуется тем, что у детей  появляется желание услышать похвалу  и одобрение от школьных товарищей. Значимым является для него и мнение учителя. Стремление к родительскому  одобрению проявляется не так  ярко, как прежде. Эти изменения  являются своего рода подготовительным этапом для перехода в подростковый возраст.

Ярким проявлением подростковых стремлений является желание завоевать некий  авторитет, занять определенную нишу среди  своих одноклассников и друзей. Именно поэтому подростки так стремятся  соответствовать установившимся требованиям.

Общение со сверстниками, сравнение  себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самопознания. У них возникает  интерес к собственной личности, выявлению своих возможностей и  их оценке. Следовательно, у подростков складывается самооценка, а на ее основе формируются определенные притязания.

Это заставляет их действовать на основе не только общих установившихся требований, но и на основе собственных  взглядов и представлений. Старший  школьный возраст – это период становления и формирования научного и морального миросозерцания.

В этом возрасте стремления и желания  детей организуют и управляют  их поведением идеятельностью. Потребности  школьников претерпевают количественные и качественные изменения. Они становятся осознанными и опосредованными. Как таковые условия жизни  не могут регулировать, задавать психическое  развитие (дети, выросшие в одних  и тех же условиях, могут быть совершенно разными, абсолютно не похожими друг на друга). Важной является гармония в отношениях ребенка с окружающим миром.

Одни и те же условия для одного могут быть положительными и желанными, а для другого – нежелательными, негативными. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, от того, какие  ощущения и переживания испытывает ребенок, от создавшейся ситуации. Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений». Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов:пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.  Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим.

 

3. учеба,воспитание  и психическое развитие

Развитие человека происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человеческих предметов  и миром человеческих отношений). Каждый человек входит в культурное общество, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Именно этому социальному наследованию и обязана эволюция человека: – изменению общей структуры его поведения;

– появлению новых его форм и видов структур отражения действительности.

Психика ребенка развивается  при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. В совместной деятельности ребенка  и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство деятельностью ребенка  со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно-исторического  опыта – воспитания и обучения.Опосредствуют  деятельность и процесс обучения, знаки и речь как средство фиксации и передачи опыта.В процессе исторического  развития ребенка развиваются средства передачи общественно-исторического  опыта. Овладение этими средствами и определяет процесс психического развития ребенка, его индивидуальности.

Научение можно рассматривать  не только как процесс, но и как  результат учения, под которым  понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями. Классически в педагогической психологии учение рассматривают как процесс предпринимаемых учеником учебных действий, направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков.В свою очередь, процесс обучения предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков. Здесь акцент делается на то, что делает учитель. Учебной деятельностью называют процесс, в результате которого человек сознательно и целенаправленно приобретает новые или совершенствует имеющиеся у него знания. Все три понятия относятся к содержанию учебного процесса.Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях. Учителя касаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения.

 

4понятие возраста в психологии.периодизация Выготского. Психологический (психический) возраст сложное, комплексное понятие, оно служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития и отражает уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизни, деятельности личности:1)  неравномерностьпсихического развития. Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого - отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств;

2)  интеграция психики.  Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности; 

3)  пластичность и возможность компенсации.

При слабости одной функции можно усилить развитие других функций (так слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала, чтобы его лучше понять). 

С точки зрения Эриксона существуют психологические. Возрастная периодизация Л.С. Выготского                

1. Кризис новорожденности –  самый яркий и несомненный  кризис в развитии

ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю

среду.2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года - имеет  позитивное содержание: здесь негативныесимптомы  очевидно и непосредственно связаны  с позитивным приобретениями,

которые делает ребенок, становясь  на ноги и овладевая речью.4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется  также фазой строптивости или  упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка

претерпевает резкие и внезапные  изменения. Ребенок проявляет строптивость,

упрямство, негативизм, капризность, своеволие.  Позитивное значение:возникают  новые характерные черты личности ребенка.6. Дошкольный возраст (3-7 лет).7. Кризис 7 лет – был открыт и  описан раньше других кризисов. Негативныестороны: нарушение психического равновесия,неустойчивость воли, настроения и

т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность  ребенка, изменяется егоотношение к  другим детям.

8. Школьный возраст (8-12лет).

9. Кризис 13 лет – негативная  фаза возраста полового созревания: падениеуспеваемости, снижение работоспособности,  дисгармоничность во внутреннем

строении личности, свертывание  и отмирание прежде установившейся системы

интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение  установки от наглядности к пониманию. Переход к

высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным  снижением

работоспособности.10. Пубертатный  возраст (14-18 лет). 11. Кризис 17 лет.

 

5возрастная периодизация  Эльконина.. Роль деятельности в психическом развитии. Понятие «ведущей деятельности».Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. 
8 вопр. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Периодизация личностного развития 
Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия 
0 - 1 год - раннее младенчество 
социальное качество - надежда • доверие к людям, к окружающему миру. 
• взаимная любовь, связь ребенок - родитель 
• удовлетворение потребности в общении с родителями • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди 
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля • самостоятельность 
• уверенность в себе • сомнения в себе 
• гипертрофированное чувство стыда 
3-5 лет - возраст игры 
социальное качество- целеустремленность • инициативность 
• активность, живое воображение 
• подражание взрослому 
• признаки полоролевогоповедения • чувство вины 
• пассивность 
• отсутствие инициативы 
• отсутствие признаков полоролевого поведения 
5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность • стремление к достижению 
• трудолюбие 
• развитие познавательных и коммуникативных навыков • чувство собственной неполноценности 
• избегание сложных заданий, ситуаций соревнования 
• слаборазвитость познавательных и трудовых навыков 
• конформность 
11-20 лет половая зрелость,подростничество, юность социальное качество- верность • эгоидентичность(собственная уникальность) 
• жизненное самоопределение 
• поиск себя 
• формирование мировоззрения 
• половая поляризация в формах поведения • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) 
• путаница ролей 
• смещение временных перспектив 
• смешение форм полоролевого поведения 
20-40 (45) лет ранняя взрослостьсоциальное качество - любовь • интимность 
• стремление к контактам с людьми 
• желание и способность посвятить себя другим людям 
• рождение и воспитание детей • изоляция 
• избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) 
40 (45) - 60 лет средняя взрослостьсоциальное качество - забота • творчество (особенно в труде) 
• продуктивная и творческая работа над собой и другими • застой (особенно в труде) 
• эгоизм, эгоцентризм 
• непродуктивность в работе 
• ранняя инвалидность

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"