Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:24, шпаргалка

Описание

1. Предмет, основные понятия социальной психологии и управленческой психологии.
2. Инструменты управления людьми. Управление как вид профессиональной деятельности.
3. Управление как наука: основные научные школы и научные направления.
4. Современные тенденции развития управленческой мысли(психологии управления).

Работа состоит из  1 файл

Spau.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

 

13. Социально-психологические факторы мотивации трудовой активности (Д.МакГрегора)Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Теория мотивации Д. Макгрегора сочетает в себе две противоположные концепции: теорию «X» и теорию «Y». Основные положения теории «X»:

– жесткое руководство и контроль являются основными методами управления;

– человек стремится избегать работы;

– для достижения целей организации надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;

– сотрудники не очень честолюбивы, боятся ответственности и желают, чтобы ими руководили;

– в поведении сотрудников преобладает стремление к безопасности.

В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания.

Теория «Y» является дополнением теории «X» и основывается на противоположных принципах.

Основные положения  теории «Y»:

– при благоприятном, удачном прошлом опыте сотрудники хотят брать на себя ответственность;

– при существовании соответствующих условий сотрудники формируют в себе самодисциплину и самоконтроль;

– лучшие средства достижения целей организации – вознаграждение и личностное развитие;

– нежелание работать – это не врожденное качество сотрудника, а следствие плохих условий труда, которые сдерживают прирожденную любовь к труду;

– трудовой потенциал работников выше, чем обычно считают.

Основная мысль  теории «Y»: необходимо предоставлять сотрудникам больше свободы для осуществления самостоятельности и творчества.

«XY-теорию» необходимо применять, учитывая конкретное состояние  уровня сознания и мотивации работников. Руководитель должен стремиться развивать  группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию  «Y» или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному».

 

14. Социально-психологические факторы мотивации трудовой активности(Ф.Герцберга)

Двухфакторная теория мотивации ГерцбергаСогласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы.


Гигиeничecкиe фaктopы Гepцбepгa: 
1)пoлитикa фиpмы и aдминиcтpaции;

2)ycлoвия paбoты;

3)зapaбoтoк;4)мeжличнocтныe oтнoшeния  нaчaльникoв c пoдчинeнными;

5)cтeпeнь нeпocpeдcтвeннoгo  кoнтpoля зa paбoтoй.

Мoтивaция пo Гepцбepгy: 
1)ycпex;

2)пpoдвижeниe пo cлyжбe;

3)пpизнaниe и oдoбpeниe peзyльтaтoв  paбoты;

4)выcoкaя cтeпeнь oтвeтcтвeннocти;

5)вoзмoжнocти твopчecкoгo  и дeлoвoгo pocтa.

Гигиeничecкиe фaктopы cвязaны c oкpyжaющeй cpeдoй, в кoтopoй ocyщecтвляeтcя paбoтa, a мoтивaция cвязaнa c caмим xapaктepoм  и cyщнocтью paбoты.

Пo мнeнию Гepцбepгa, пpи oтcyтcтвии или нeдocтaтoчнoй cтeпeни гигиeничecкиx фaктopoв y чeлoвeкa нacтyпaeт нeyдoвлeтвopeниe coбcтвeннoй paбoтoй. Нo ecли oни дocтaтoчны, тo caми пo ceбe нe вызывaют yдoвлeтвopeния paбoтoй  и нe cпocoбны мoтивиpoвaть чeлoвeкa нa чтo-либo. 

Гepцбepг, cчитaл, чтo paбoтник нaчинaeт oбpaщaть cвoe внимaниe нa гигиeничecкиe фaктopы тoлькo тoгдa, кoгдa нaйдeт иx peaлизaцию  нeaдeквaтнoй или нecпpaвeдливoй. 
Пo тeopий Гepцбepгa, гигиeничecкиe фaктopы нe мoтивиpyют paбoтникoв, a тoлькo coкpaщaют вoзмoжнocть вoзникнoвeния чyвcтвa нeyдoвлeтвopeннocти paбoтoй. Для тoгo чтoбы дoбитьcя мoтивaции, pyкoвoдитeль oбязaн oбecпeчить нaличиe мoтивиpyющиx фaктopoв. 
Для эффeктивнoгo иcпoльзoвaния дaннoй тeopии нyжнo cocтaвить cпиcoк гигиeничecкиx и ocoбeннo мoтивиpyющиx фaктopoв и в тo жe вpeмя дaть coтpyдникy вoзмoжнocть caмoмy oпpeдeлить и yкaзaть нa тo, чтo oн пpeдпoчитaeт, и cчитaтьcя c eгo жeлaниeм

15. психологические  составляющие современных теорий  мотивации (дополнение к А.  Маслоу - теория Ш.Ричи и П.Мартина)Теория «Мотивационного профиля» Ш. Ричи и П. Мартина

Ш. Ричи и П. Мартином выделили двенадцать основных потребностей работника, которые могут  быть использованы как мотиваторы в  условиях трудовых коллективов. Для  определения индивидуального сочетания наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей составляется индивидуальный мотивационный профиль, состоящий из следующих мотивационных факторов:

  1. Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении.
  2. Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.
  3. Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы.
  4. Потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами и клиентами.
  5. Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности.
  6. Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума.
  7. Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их.
  8. Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими — показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.
  9. Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, стремление избегать рутины.
  10. Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей.
  11. Потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.
  12. Потребность в интересной, общественно полезной работе.

16. Понятие  малых групп и коллективов  как объектов  управления. Социально  – психологическая  структура  группы.

Малая группа- группа, в  которой общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов. В качестве объекта управления рассматривают социальную организацию, социальную группу( социальная общность людей, объединенных в процессе совместной деятельности).

Коллектив —  это любое официально организованное объединение людей, контактная малая группа людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности.

Социально-психологическая  структура группы.

1)состав (большие,  малые)

2) структура 

3)групповые  процессы (ступени развития)

4) организационные  процессы (одна в две группы)

5) групповые  нормы

6) статусно-ролевые отношения

7) профессионально-квалификационные  характеристики

8) половозрастной  состав

 

17. Социально-психологические  основы формирования внутригрупповых  отношений. (Я написала этапы а не основы)

1-этап:

-присматриваются друг  к другу;

-формируют первое впечатление;

-вступают в общение.

2-этап

-формируются отношения  друг к другу и группе к  каждому работнику;

-определяются статусно-ролевые  отношения;

-появляются лидеры.

3-этап

-появляются малые  психологические группы;

-личные контакты;

-единство целей,интересов,традиций, ритуалы.

4-этап

-выдвижение лидеров.

Спау. 18

психология взаимоотношений в группе

Взаимоотношения(межличностные отношения) в группе - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

В структуре взаимоотношений  людей в психологии обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент взаимоотношений в малой группе включает в себя все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление, речь). Взаимодействующий с другими людьми человек с их помощью познает индивидуально-психологические особенности партнером по совместной деятельности.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Он выполняет основную регулирующую функцию в ходе неофициальных взаимоотношений. В качестве его проявлений могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность или неудовлетворенность совместной деятельностью и др.

Ведущую роль в регулировании  взаимоотношений играет поведенческий компонент, который включает в себя мимику, жестикуляцию (жесты), пантомимику, речь и действия, выражающие отношение одного человека к другим людям и группе в целом.

Этапы формирования внутригрупповых  отношений

1

  • присматриваются друг к другу
  • формируют первое впечатление
  • вступают в общение

2

  • формируются отношения друг к другу и к каждому работнику
  • определяется статусно-ролевые отношения
  • появляются лидеры

3

  • появляются малые псих группы
  • личные контакты
  • единство целей, традиций и ритуалов

4

  • выдвигаются лидеры

Спау.19

Психологическое воздействие на человека в группе

  1. Психологическое заражение- эффект многократного взаимного усиления эмоционального состояния людей на бессознательном уровне. Опасно в толпе
  2. Соревнование- стремление сравнить себя с другими, и в этом сравнении стремиться быть лучше других (как бессознательное, так и сознательное)
  3. Убеждение- взаимодействие на основе сознательного доказательства идей, мнения и поступков, которые способствуют объединению группы (сознательный уровень)
  4. Конформизм- осознанное или неосознанное подчинение личности группе. Конформное поведение может быть: 
    • одобрение или внутренний конформизм
    • если мы это осознаем как конформизм ,то это референтность
    • Если в основе лежит уступчивость (внешний конформизм) то группа сильнее, или когда зависимость от группы ( вне группы не могу себя реализовать)
  5. Внушение и подражание- подражание- копирование чужого поведений (бессознательно только у детей) внушение- способность воспринимать передаваемые эмоции, идеи, действия и воспринимать их как свои (бессознательно; инструмент псих.подчинения и давления)

 

Спау 20

Групповая динамика

Эффективность работы группы

Процесс групповой динамики объясняет принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе;

образование стихийных или неформальных групп; Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левином. В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных. Основными являются:

  • Цели группы. Этот элемент определяется тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной степени – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемые.
  • Нормы группы, которые возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы. Нормы, выработанные группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться эти нормам.
  • Структура группы и проблемы лидерства. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем остальные члены группы, уровень активности. Лидер – это социальная роль определенной личности в группе. Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные результаты используются для управления процессами групповой динамики.
  • Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. Необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью.
  • Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"