Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:24, шпаргалка

Описание

1. Предмет, основные понятия социальной психологии и управленческой психологии.
2. Инструменты управления людьми. Управление как вид профессиональной деятельности.
3. Управление как наука: основные научные школы и научные направления.
4. Современные тенденции развития управленческой мысли(психологии управления).

Работа состоит из  1 файл

Spau.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Так, Гиппократ (V в. до н. э.), например, утверждал, что степень  продуктивности работы каждого человека зависит от личностных качеств его  характера. При общении важно  предугадать возможные реакции  собеседника и уметь адекватно реагировать на них, т. е. важным аспектом общения является темперамент личности. Гиппократ выделял четыре типа темперамента:

1) сангвинический (от  лат. sanguis – «кровь»);

2) холерический (от греч. chole – «желчь»);

3) флегматический (от  греч. phlegma – «флегма»);

4) меланхолический (от  греч. melaina chole – «черная желчь»).

Гуманистическая психология, исследованием которой занимались К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт. Они считали, что поведением человека в первую очередь руководят духовные цели и потребности, а рефлексы и инстинкты играют здесь маловажную роль. Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию, где главное место будут занимать мораль и культура. Таким образом, жизненной целью личности должно являться развитие моральной и духовной гармонии, а удовлетворение биологических потребностей играет второстепенную роль.

Менеджерская деятельность связана с решением различных  задач, где основным инструментом является мышление. Оно представляет собой  психический процесс, направленный на установление взаимосвязей между предметами и явлениями окружающей действительности. Мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (контроль, организация, мотивация, планирование) совершаются двумя моделями мышления:

1) креативным мышлением (от лат. creation – «созидание»);

2) логическим мышлением.

10. Понятие  мотив, мотивация труда человека  в социальной психологии

мотивация труда - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения.

Мотив (от франц. mоtif - побуждение) выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Выделяют следующие  основные типы мотивов:

  • Мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;
  • Мотив как неосознанная потребность (желание);
  • Мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;
  • Мотив как намерение, побуждающее поведение;
  • Мотив как комплекс перечисленных факторов.

Поведение человека, как  правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой  они находятся в конкретном отношении  друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Соотношение различных  мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, и т.д.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит оттого, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Виды мотивов  к труду:

1. Мотив социальности (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом "групповая мораль". Потребность работать в "хорошем коллективе", по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России.

2. Мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста. По мнению Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации.

3. Мотив самостоятельности присущ работникам с "хозяйской" мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес".

4. Мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и д. т) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство.

5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и д. т) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных специалистов.

6. Мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к де6мотивации.

7. Мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.

Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается  целенаправленному формированию и  изменению, например, в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.

11. Психологические  аспекты теории мотивации

Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потреб-ности  заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет полу-чить и какие у него для этого есть возможности. Существу-ет целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мо-тивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достиже-ние желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сво-дится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возмож-ное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностя-ми, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает опре-деленное расположение и осуществляет действия, приводящие к кон-кретному результату, характеризующемуся определенными качествен-ными и количественными характеристиками.

В со-временной управленческой мысли  и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации. Это теория ожидания, теория равен-ства (справедливости) Адамса, теория Л. Портера -- Э. Лоулера, теория постановки целей Э. Лока, концепция партисипативного управления.

2.1. Теория ожидания В.  Врума

В самом обобщенном виде теорию ожидания можно сформули-ровать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух мо-ментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как мно-го усилий он готов затрачивать для этого.

Работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его  усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда  вытекают для него определенные послед-ствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий про-цесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.

2.2. Теория равенства  (справедливости) Адамса

Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается  работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выдан-ных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Сотрудник оценивает  свой размер поощрения по сравнению  с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в  которых работают он и другие сотрудники. Напри-мер, один работает на новом оборудовании, а другой -- на ста-ром, у одного было одно качество заготовок, а другого -- другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации, или отсутст-вовал доступ к информации, необходимой для выполнения ра-боты, и т.д.

2.3. Теория мотивации  Л. Портера -- Э. Лоулера

Эта теория построена  на сочетании элементов теории ожиданий и теории спра-ведливости. Суть ее в  том, что введены соотношения  между воз-награждением и достигнутыми результатами.

Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, лично-стные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь прояв-ляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соот-ветствии с затраченными усилиями и верит в то, что это возна-граждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправиль-ности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения.

2.4. Теория постановки  целей Э. Лока

Теория постановки целей  исходит из того, что поведение  человека определяется теми целями, которые  он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуще-ствляет определенные действия. При этом предполагается, что поста-новка целей -- это сознательный процесс, а осознанные цели и наме-рения -- это то, что лежит в основе определения поведения человека.

Человек с учетом эмоциональ-ной  реакции осознает и оценивает  события, происходящие в окруже-нии. На основе этого он определяет для  себя цели, к достижению кото-рых  он намерен стремиться, и, исходя из поставленных целей, осуще-ствляет  определенные действия, выполняет определенную работу. То есть ведет себя определенным образом, достигает определенного ре-зультата и получает от этого удовлетворение.

2.5. Концепция партисипативного управления

Человек в организации  проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заин-тересованность в том, как организована его работа, в каких условиях он работает, в том, как его работа сказывается на деятельности органи-зации. То есть у него имеется естественное стремление участвовать в протекающих в организации процессах, которые связаны с его дея-тельностью в организации, но при этом выходят за рамки его компе-тенции, за рамки выполняемой им работы и решаемых им задач.

Эта концепция исходит  из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различ-ной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более ка-чественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его функционированием в органи-зации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь ор-ганизации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации.

 

 

12.Социально-психологические факторы мотивации трудовой активности (А.Маслоу)Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего  и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

В основе мотивации поведения  человека по А.Маслоу лежат пять базовых  потребностей:

Ступени(перечислены с низу вверх, если представить в пирамиде) 
1.Физиологические 
2.Безопасность 
3.Любовь/Принадлежность  
4.Уважение 
5.Познание 
6.Эстетические 
7. Самоактуализация

Первые два типа потребностей Маслоу назвал первичными ( врожденными), три остальные - вторичными, социально-приобретенными. Маслоу считал, что реализация потребностей происходит по иерархии - от низких потребностей к более высокому уровню. Потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей низшего относительно ее уровня. Таким образом, Маслоу  в свою теорию заложил принцип иерархии или доминанты, что существенно отличает его теорию от других аналогичных. Интенсивность определенной потребности связана с занимаемым ею местом  в общей иерархии. физиологические потребности первичны и становятся доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворяются хотя бы на минимальном уровне. После этого преобладают потребности в безопасности. Когда они удовлетворяются на приемлемом уровне, в силу вступают социальные мотивы. Все потребности, кроме физических (голод, пища, сон и т.д.), никогда не удовлетворяются полностью, а социальные и духовные находятся в состоянии некоторого напряжения, т.к. отражают стремление человека к лучшему удовлетворению той же самой потребности.   

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"