Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:36, шпаргалка

Описание

1. Конфлитология: предмет и содержание, совеременное состояние и задачи.
2. Феноменология конфликта. Структура конфликта.
5. Виды конфликтов.
6. Понятие о служебном конфликте. Факторы служебного конфликта. Виды служебных конфликтов.
...
51. Понятие о педогагическом конфликте.

Работа состоит из  1 файл

ШПР Конфликтология.docx

— 70.16 Кб (Скачать документ)

ШПР Конфликтология

1. Конфл-гия: предмет  и содерж., соверемен.сост.и задачи. Конфликт-это соци.явление, к-рое предполаг. Наличие противоречий в интересахз, мотивах, потребностях и целях в отнош.между людьми. Объект конфликтологии -конфликт любой природы. Предмет конфликтологии -изучение особен.р-я, урегулирования, завершения и разрешения конфликта. Методы конфликтологии: 1)диагностическая (беседа, интервью), 2)эксперимент, 3)математич.и статистич. Цели конфликтологии: 1) теоретич.и концептуальная база, ее разработка, 2)создание прикладных аспектов конфликтологии, 3)созд.системообразов.и переподготовке специалистов психологв, к-рые мог.оказ. помощь по разрешению конфликтов, 4)создание рабочих мест и учреждений для оказания помощи. Современная конфликтология – прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической работы по урегулированию конфликтов. Функции конфликтологии: 1)Создание теорий конфликтов; 2)Создание систем конфликтологич.образования; 3) Создание систем практической работы специалистов по оказанию помощи; 4)Разработка диагностических, коррекционнных и развивающих процедур помощи. Ф-ции психолога-конфликтолога: 1)коммуникативная, 2)перцептивная, 3)генератор идей, 4) ф-ция соц.контроля, 5)высокий моральный ур-нь, 6) релаксационная. С т.з.соц.психологии, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречий в интересах, позициях, ценностях и взглядах. Для философии – это борьба противоречий; борьба противоположностей. С т.з.социологии (Л. Козер) – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы.

2. Феноменология  конфликта. Структура конфликта. 1) СУБЪЕКТЫ и УЧАСТНИКИ конфликта: *Субъекты – активные участники конфл., у к-рых есть противоречия по ситуации. Различаются по статусу, рангу, ресурсами, возможностями. Ранг – позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. *Группы участников: -подстрекатели, -поддерживающие конфликтующих, -случайные люди, -медиаторы (посредники)-психологи, родственники, судьи. 2) ОБЪЕКТ конфл. Это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. 3 вида: – неделимые на части, владеть ими совместно невозможно; – делимые в различных пропорциях между участниками конфликта; – ситуация «мнимого конфликта», при которой оба участника конфликта могут владеть объектом совместно.3)ПРЕДМЕТ конф.-суть с сущность противоречий. Предмет определяется через зоны разногласий. 4)МОТИВЫ (ресурсы, мат.блага, духовные ценности), 5)МИКРО- и МАКРОСРЕДА,6)КОНФЛИКТ.ДЕЙСТВИЯ – конфликтогены, слова и действия, способствующие наращив.напряжения.

5. Виды конфликтов. Все конфликты, в зависимости от целей исследования, классифицируются по существующим признакам, связям, функциям, отношениям: 1) по критерию масштабности – микроуровневые (конфликты в малой группе) и макроуровневые, которые предполагают включение большого числа людей, регионов, стран. Макроклимат обладает свойствами персонификации; 2) по критерию сфер жизнедеятельности – семейные конфликты (супружеские, детско-родительские, семьи с родственниками), Служебные конфликты (вертикальные, горизонтальные, смешанные), педагогические конфликты (дисциплины, отношений, деятельности); 3) по критерию источника конфликта: ценностный (внутриличностный, межличностный); 4) по критерию зоны разногласий – экономический, политический, ценностный; 5) по критерию количества вовлеченных лиц – межличностный, внутриличностный, групповой, межгрупповой, личности и группы; 6) классификация конфликтов по субъекту – межличностные, трудовые, межрегиональные и межэтнические, социальные конфликты в разных общественных структурах, 7) по исходу завершения: конструктивные и деструктивные.

6. Понятие о  служебном конфликте. Факторы  служебного конфликта. Виды служебных конфликтов. Личность – личность.Межличностные конфликты в организациях – это большей частью конфликты по вертикали, когда конфликтующие стороны находятся на разных уровнях управленческой иерархии, и, во-вторых, конфликты по горизонтали, когда стороны расположены на одном уровне иерархии. Группа – группа. Межгрупповые конфликты в организациях могут возникать как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения. Противостояние по линии «мы – они»: «мы» – хорошие, «они» – плохие; «мы» – болеем за общее дело, а «они» – эгоисты. Группа – личность. Иногда они длительное время существуют в латентной форме и проявляются, время от времени в форме неожиданных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек, а иногда принимают характер длительной и систематической травли «неугодного» члена коллектива. По источникам:а) структурные конфликты(между бухгалтерией и основными подразделениями) Причина- противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта; б)инновационные конфликты. Они возникают с неизбежностью каждый раз, когда в организации что-то меняется; в) позиционные конфликты (конфликты значимости); г)конфликты справедливости. Они возникают на почве расхождения в оценке трудового вклада-премия;д)соперничество за ресурсы. е)динамические(групповая динамика). Эти конфликты имеют социально-психологическую природу и обычно возникают в новых коллективах. Любая группа проходит определенные этапы развития, в том числе этапы сплочения и борьбы за лидерство. Быстрее всего группа сплачивается на почве борьбы против общего врага.

10. Этапы развития  конфликта. 1.Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Начинается внезапно и определяется неожиданным всплеском переживаний, неприят.эмоций, субъектом осознается или нет. 2.Инцидент– это первая стычка конфликтантов. Первый обмен конфликтогенами, проявляется предмет конфликта (осознается или не осознается). 3.Эскалация-сам конфликт, постоянный обмен конфликтогенами, может быть крутой, вялой, хронической (затяжной). 4. Кульминация. Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. Затем наступает бессилие, затишье. Если не осознается то №3, если осознается и конструктивно, то №5. 5. Завершение конфликта.Завершение конфликта происходит потому, что конфликтанты устают конфликтовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Стол переговоров, разрушение образа врага, создается множество выходов, распределение ответственности, время исполнения решения. 6. Постконфликтная ситуация. Последствие конфликта может быть деструктивным, негативным, отрицательно сказывающимся на жизни и деятельности конфликтантов, сообществ или организаций, а может быть и конструктивным, позитивным, способствующим перемене дел к лучшему, введению полезных инноваций, выявлению и разрешению существенных проблем, ранее остававшихся в тени. Чаще бывает и тем, и другим.Формы завершения конфл.: 1) конструктив.и деструктив., 2)урегулирование, 3)затухание-времен.прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта (противоречие и напряженность), 4) устранение-возд.на конфликт, в рез-те к-ого ликвидируются структурные компоненты конф-та, 5)перерастание в др.конфликт-происх.когда в отнош.сторон появл.новое значимое противоречие и смена объекта конф-та, 6)исход конф-та-рез-т борьбы, точек зрения и их отнош.к объекту конф-та.

11. Основные стратегии  разрешения конфликта.Стратегия «выиграть – выиграть». Конфликтующая сторона стремиться к выходу из конфликта, к-ый даст выигрыш не только ей, но и другой стороне. Она предлагает другой стороне сотрудничество в разрешении конфликта.Стратегия «выиграть – проиграть».Конфликтующая сторона считает, что ее выигрыш должен быть достигнут за счет проигрыша ее оппонента. Целью является не только реализация своих интересов, но и поражение противника, нанесения ему ущерба, «наказания» его за то, что он вступил в борьбу с ней. Стратегия «проигрыш – выигрыш». Конфликтующая сторона настроена пораженчески. Такую позицию занимают люди слабовольные, неуверенные в себе, чувствующие себя неудачниками. Проигравшая сторона, даже если она покоряется победителю старается подавить чувство неполноценности, беспомощности и униженности, испытывает напор этих сдерживаемых эмоций. И это может привести ее к самым уродливым формам мщения за свое унижение. Стратегия замораживания конфликта. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не принимает никаких шагов по ее разрешению или изменению. К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешение. «Проигрыш – проигрыш». Этот подход к разрешению конфликта предполагает, что конфликтующая сторона идет на проигрыш, но вместе с тем ставит своего оппонента в положение проигравшего. «Пусть я погибну, но и он тоже погибнет».

14. Типы эффектив.и конфликтного руководства. Эффективным, либо конфликтным тип руководства является в зависимости от того стиля, которого придерживается лидер или руководитель. Левин выделил-авторитарный, демократический и попустительский стили. На применяемые руководителем подходы могут накладывать свой отпечаток его личные потребности и предпочтения. Например, попустительский стиль работы может быть достаточно удобен для руководителя, который спокойно выносит неопределенность ситуации и настолько силен, что готов выдержать изначальную неудовлетворенность членов группы и отрицательную обратную связь. Гибкие и эффективно работающие руководители должны понимать необходимость варьировать стиль руководства в зависимости от ситуации и потребностей группы. Директивный стиль может быть полезен при хорошо структурированной конечной цели, в случае, когда члены группы испытывают сильный стресс. Демократический стиль руководства считается наиболее эффективным, т.к. при его соблюдении сотрудники получают наиболее комфортные психологические условия труда, и они могут творчески раскрыться в максимальной степени.

13. Последствия  служебного конфликта. Отклонение  в поведении сотрудников в  конфликтных ситуациях. Как свидетельствует Дэн Делис, классическое исследование проблем в области менеджмента, проведенное в различных организациях США показало, что 25% времени, затраченного на управлении, уходит на улаживание конфликтов. Любой конфликт, как правило, носит сильный деструктивный характер. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Эти эмоции препятствуют поиску рационального выхода и формируют образ врага, которого надо во что бы то ни стало победить или уничтожить. Во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается, а не стоит на месте, постепенно загнивая и разваливаясь. По составу сторон конфликты, возникающие в организациях, можно разделить на три категории: личность – личность (межличностные), группа – группа (межгрупповые), группа – личность. Если различать конфликты по источникам, то наиболее часто встречаются следующие: а) структурные конфликты; б) инновационные конфликты; в) позиционные конфликты (конфликты значимости); г) конфликты справедливости; д) соперничество за ресурсы; е) динамические (групповая динамика).

18. Метод картографии  в конфликтологии. Этот метод разработан Х. Корнелиусом и Ш.Фэйр. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Этапы разрешения конфликтной ситуации: 1) определить проблему конфликта в общих чертах, т.е выразить проблему одной общей фразой (в чем проблема?); 2) опознать и назвать главных участников (кто вовлечен?); 3) выявить нужды и опасения каждого участника или группы (каковы их подлинные потребности?). Преимущества метода картографии: 1) ограничение дискуссии определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного появления эмоций, т.к. сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление; 2) создает возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; 3) уясняет как собственную точку зрения, так и точку зрения других; 4) создает атмосферу эмпатии.

22. Понятие о  коммуникативной компетентности, обратной  связи и их роли в конструктивном  взаимодействии людей.Коммуникативная компетентность – это реальные знания, языковые и неязыковые навыки общения, приобретаемая чел-ом естественной социализацией и воспитанием. Важную роль играет обратная связь. Она выступает в виде сведений прямой либо косвенной информации об адекватности или неадекватности поведения человека. Обратная связь – это вид социальных знаний. Функции обратной связи: образующая самопознания, самоотношения и саморазвития; корректирующая поведение человека и перцептивная. Есть методы, с помощью которых можно выявлять конфликтные личности. Различные классификации предполагают различные типы конфликтных личностей: агрессивисты, жалобщики, молчуны, всезнайки, максималисты и демонстративный тип, регидный тип, неуправляемый тип, сверхточный тип, бесконфликтный тип.

20. Конфликтные  личности. Кармин предлагает следующую классификацию конфликтных личностей: 1. «Грубиян-танк»: идет напролом, не обращая внимания на попадающееся на пути. Лучший выход – это уклониться от встречи с ним. Важно установить пределы дальше которых вы не пойдете, сохранение эмоциональной сдержанности. Говорить с таким человеком следует коротко и ясно. 2. Грубиян-«крикун»:немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше проявить внимание и сочувствие. 3. «Привычный крикун»: не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при ближайшей возможности. Лучший способ – это не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать цели. 4. «Всезнайка»: постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство. Наилучший способ – считаться с его мнением. 5. «Пессимист»: стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям. Полезно опередить пессимиста в негативных высказываниях, найти полезное в его позиции. 6. «Пассивно-агрессивный»: не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других. 7. «Сверхпокладистый»: настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет. Важно проверять его обещания, уточнять сроки, поощрять его искренность.

27. Психологический  конфликт в группе детского сада. Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий, их особенности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную, исходя из усвоенных правил и антиципируемых последствий поведения.Сверстник в этот период необходим ребенку, прежде всего со стороны своих игровых качеств: игра на данном этапе приобретает личностный смысл. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества, так как он постоянно вмешивается в игры, мешает их проведению, невольно разрушает созданные детьми постройки. Причину такой операциональной неготовности к детскому саду следует искать в семье. Со второй половины среднего дошкольного возраста начинают возникать детские жалобы на то, что «не берут играть», которые отражают ущемленность существенной для ребенка потребности.

17. Метод принципиальных  переговоров.Переговоры проходят несколько стадий: 1) В подготовку к началу переговоров входит диагностика состояния дел до переговоров, определяются сильные и слабые стороны участников конфликта, прогнозирование сил, выясняется, кто будет вести переговоры и чьи интересы они будут представлять. Кроме сбора информации необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1) в чем состоит основная цель переговоров; 2) какие альтернативы есть, какие желательны и допустимы; 3) если не достигнуть соглашения, то как это отразится на интересах обоих сторон; 4) в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне; 5) где лучше проводить переговоры; 6) какая атмосфера ожидается на переговорах; 7) важны ли отношения с оппонентом в будущем.2)Первоначальный отбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя. 3) Поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба). Стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Цель участников – добиться равновесия или небольшого доминирования. 4) Завершение переговоров или выход из тупика. К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами могут спасти дело. Но здесь важно конфликтующим сторонам четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

19. Структурно-организационные методы (деловые встречи, споры, совещания, суды, забастовка, медиаторство). Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ его коллективного исследования, с целью установления истины. Существует 7 вариантов дискуссии спора (Андреева): 1. Эвристический –одна из сторон не настаивая на своем решении использует метод убеждения, интуицию и здравый смысл, которые позволяют склонить к своей точке зрения. 2. Логический –жесткий логический анализ и аргументацию, благодаря чему через формальную логику участники спора приходят к окончательному выводу. 3. Софистический –одна из сторон стремиться победить своего оппонента любым даже неправильным путем доказательства своей правоты. 4. Критикующий подход –одна из сторон акцентирует внимание на недостатках, слабых местах оппонента и не стремиться к позитивности в отношениях, но и не может предложить своих решений. 5. Демагогический подход – одна из сторон ведет спор не ради истины, а, преследуя свои личные цели увести дискуссию в сторону от истины. 6. Прагматический подход –одна или обе стороны ведут спор не ради истины, но ради своих практических или меркантильных целей. Деловая встреча –метод разрешения конфликтов по уже выявленным истинным причинам и выявленным прямым участникам. В любой встрече есть лицо, берущее на себя ответственность за принятое решение. Деловой спор с учетом творческой активности участников через процессы аргументации на основе причин ситуации, дают возможность выработать генератор выхода из ситуации. Суд – один из методов разрешения конфликтов через регламентацию поведения на основе законов. Закон – это право, основанное на традициях, обычаях, социальных норм и религиозных норм поведения человека. Медиация– метод, который предполагает посредничество в разрешении проблем, не навязывая решения конфликтующим, задача - помочь прийти к соглашению конфликтующим. Медиация отличается от переговоров лишь тем, что это малый переговорный метод, где третья незаинтересованная сторона организует и управляет процессом переговоров, придавая им конструктивный характер.

16. Формы разрешения  служебных конфликтов.Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ его коллективного исследования, с целью установления истины. Существует 7 вариантов дискуссии спора (Андреева): 1. Эвристический –одна из сторон не настаивая на своем решении использует метод убеждения, интуицию и здравый смысл, которые позволяют склонить к своей точке зрения. 2. Логический –жесткий логический анализ и аргументацию, благодаря чему через формальную логику участники спора приходят к окончательному выводу. 3. Софистический –одна из сторон стремиться победить своего оппонента любым даже неправильным путем доказательства своей правоты. 4. Критикующий подход –одна из сторон акцентирует внимание на недостатках, слабых местах оппонента и не стремиться к позитивности в отношениях, но и не может предложить своих решений. 5. Демагогический подход – одна из сторон ведет спор не ради истины, а, преследуя свои личные цели увести дискуссию в сторону от истины. 6. Прагматический подход –одна или обе стороны ведут спор не ради истины, но ради своих практических или меркантильных целей. Деловая встреча –метод разрешения конфликтов по уже выявленным истинным причинам и выявленным прямым участникам. В любой встрече есть лицо, берущее на себя ответственность за принятое решение. Деловой спор с учетом творческой активности участников через процессы аргументации на основе причин ситуации, дают возможность выработать генератор выхода из ситуации.

24. Психологический  конфликт и динамика группы. Социометрическая структура группы – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Основные характеристики: социометрические статусы членов группы, вес статуса в группе, иерархия по статусам в группе. Структура коммуникации –это совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающие членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема информации. Существует 3 вида информационной сети: *фронтальная, когда все участники не вступают в контакт друг с другом, находясь рядом, что позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия; *радиальный вариант информационной сети –вся информация передается членам группы через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнера, но дает возможность работать полностью самостоятельно до реализации своей собственной позиции; *иерархическая структура имеет 2 и более уровней подчинения членов группы, в которой часть группы видят друг друга в совместной деятельности, а другие нет. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов в группе в зависимости от способности его влиять на групповые процессы. Руководство –процессуправления группой осуществляется руководителем как посредником социального контроля и власти. Лидерство – это процесс межличностного влияния. Он обличен властью, имеет авторитет и право на влияние и оценку.Динамика группы описывается категориямиконтроля и спонтанностью. Контролируемая динамика группы – это целенаправленное систематическое воздействие на характер межличностных отношений с целью их изменения. Классификация источников групповых конфликтов: – личностные конфликты; – межличностный конфликт; – конфликт принадлежности; – социальный конфликт возникает при чрезмерном давлении руководителей и подчиненных; – межгрупповой конфликт.

21. Барьеры общения. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Н. И. Шевандрин выделяет следующие барьеры общения, которые являются источником межличностного конфликта: барьер понимания, барьеры социокультурного различия, барьеры отношений. Возникновение барьера пониманияможет возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание (быстрая речь, речь – скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов). Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий). Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента (возникновении неприязни, недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую информацию). Лупьян Я.А. говорит о барьерах общения, в основе которых лежат эмоции, и выделяет следующие барьеры: барьеры общения, возникающие на почве страдания и горя; барьеры общения, на основе отвращения и брезгливости; барьеры, на основе презрения; барьеры, на основе страха; барьеры, на основе стыда и вины. Поршнев Б. Ф. выделяет 3 вида барьеров: Избегание – это когда избегается источник воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором общение становится невозможным. Авторитет. Разделив людей на авторитетных – и неавторитетных, человек доверяет только первым. Непонимание. Выделяют 4 уровня непонимания – фонетический, семантический, стилистический, логический.

26. Особенности  психологического конфликта в  юношеском возрасте. Юность чрезвычайно значимый период в жизни человека – период становления личности. Этот период связан с чувством независимости, которое приносит сильнейшее переживание, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Конфликты дисциплины. К сожалению, практика опровергает завышенное представление о социальной зрелости старшеклассников, их уважение к дисциплине и порядку. Доминируют ординарное нарушение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, непослушание. Конфликтогенное поведение педагогов. Здесь доминируют две группы аномалий: ошибки в дидактическом процессе и проявление бестактности по отношению к старшеклассникам. Среди пороков учителей на первом месте может быть поставлена научная узость и отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете.Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старшеклассниками и их учителями, являются противоречия при оценивании знаний: манипуляции с оценками, использование их не по назначению, выставление заниженных баллов и т.д. Конфликты студенчества. Можно условно выделить несколько групп конфликтов:1. Конфликты, возникающие в сфере дидактических процессов. Здесь доминируют нервные переживания при оценке учебных успехов студентов на сессии и на экзаменах по отдельным предметам. 2. Конфликты в межличностных отношениях студентов. 3. Стрессогенные ситуации, возникающие на почве неблагополучия в быту, режиме. 4. Финансовые затруднения студентов.

25. Межличностный  конфликт в подростковом обществе  “трудные дети”. Типы поведенческих  реакций подростков в конфликте. В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков. Потребности этого возраста: – потребность в самовыражении проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе; – стремление отстоять свое мнение; – защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением. Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные ситуации. Характерная для подростка потребность в равноправном общении со взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты: озорство на уроках, «кнопка на стуле», конфликты статусов, дети учителей, конфликты с учителями физкультуры, конфликты на уроках, с кем сидеть за одной партой. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя занимают не последнее мест, это можно объяснить подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению. Виды конфликтов в этом возрасте следующие: дидактические, конфликты дисциплины, этические, запредельно-этические.

30. Понятие о  внутриличностном конфликте. Психоаналитическое направление основной акцент делает на психобиологическую основу, т.е. у человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, когда часть личности отстаивает определенные желания (id), а другая отклоняет их (ego). А. Адлеристочником внутриличностного конфликта выделял чувство неполноценности. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного. В теории К. Юнгавнутриличностный конфликт – это регресс на более низкие уровни развития психики и они происходят в сфере бессознательного. Внутриличностный конфликт (Мерлин) – это результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности. Внутриличностный конфликт, по мнениюотечественных психологов, определяется как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.Структура внутриличностного конфликта по Шепилову: 1. Мотивы, которые отражают стремление личности различного уровня (от потребностей до интересов), выражаются в понятии «хочу». 2. Ценности – воплощаются в общественных нормах и выступают как эталоны должного, обозначают понятием «надо». 3. Самооценка – определяется как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств, и место среди других людей. Выражается в понятии «могу» или «не могу».В зависимости от того, какие элементы внутреннего мира личности вступают в противоречие, выделяют виды внутриличностного конфликта: мотивационный конфликт, нравственный конфликт, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки, невротический конфликт, который является результатом длительного сохранения внутриличностного конфликта.Механизмы возникновения внутриличностного конфликта. Все конфликты возникают в результате влияния на личность окружающей среды. Последствия внутриличностного конфликта может быть конструктивными и деструктивными. Иногда деструктивный конфликт перерастает в невротический конфликт.

41. Семейный конфликт  как фактор психосоматических  нарушений у детей. Нанесенная ребенку эмоциональная травма может привести к: 1) серьезной угрозе выживанию ребенка, что в физическом смысле означает заброшенность, голод, физический или эмоциональный; 2) патологическому симбиозу ребенка и родителя, препятствующему росту ребенка; 3) предрасположенности к легкому или тяжелому психическому заболеванию. Ребенок способен реагировать на угрозы, исходящие из семейного окружения, одним из следующих способов: 1) он может перейти в наступление. Сюда относятся агрессивные расстройства поведения и социопатии; 2) ребенок может устраниться от контакта с семьей, что приводит к рецессивному личностному развитию или вызывает тенденцию чрезмерной озабоченности собой и своим телом; 3) ребенок может давать сильную тревожную реакцию.

     

31. Индивидуальный  стиль личности в конфликте– это алгоритм поведенческих и эмоциональных реакций человека на конфликтную ситуацию. Различают 2 группы переменных: первая группа определяется переменными власти, степенью компетентности личности, достаточностью владения информацией; вторая группа включает индивидуально-типологические особенности личности, ценностные ориентации, духовный и культурный уровень личности, характер, темперамент, вид высшей нервной деятельности.Гришина. Н. В.: 1) путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого, 2) уход от конфликта, 3) ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблеме.Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. У. Томаса и Р.Х. Килмена. За основу здесь берется степень ориентация на собственные интересы и интересы партнера.Конкуренция – удовлетворение своих интересов, высокий уровень активности.Сотрудничество –удовлетворение своих и других интересов с высокой степенью активности.Приспособление –удовлетворение своих интересов и интересов других при низкой активности.Уход – пассивное поведение.Компромисс – умеренность в удовлетворении интересов своих и других.На основе этого выделяют 3 стиля индивидуального поведения в конфликте (по Паркеру): 1. Проблемно–сфокусированный – стратегия активного поведения, планирование собственного поведения, подавление конкурента (самообладание, сдержанность).2. Эмоционально–сфокусированный – проявление в поиске эмоциональной поддержки (поиски позитивной ориентации события, принятие позитивной поддержки; выход из ситуации с помощью юмора).3. Потенциально–дисфункциональный – данный стиль поведения предполагает реакции отрицания, отказа от достижения целей, концентрация на негативных эмоциях и их выражении во вне.

33. Конфликт в  супружеской паре. А.И. Кочетовназывает семь основных причин семейных конфликтов:– нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);– биологическая несовместимость;– неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими; родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д;– несовместимость интересов и потребностей;– различие педагогических позиций по отношению к ребенку;– наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;– отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.Существуют уровни несовместимости: психологический, биологический (встречается крайне редко), физиологический, социально-психологический.По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на 3 типа:1. Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; 2. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла – это те, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супругов, детей). 3. Ситуационные нарушения – это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери).

35. Психологическая  диагностика и коррекция дисбаланса  взаимоотношений в супружеской  паре. В настоящее время в супружеской психотерапии наибольшей популярностью пользуется динамический, бихевиористический и гуманитарно-психологический подходы. При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с т.з.внутренней мотивации поведения обоих супругов. Прослеживается динамика межличностных отношений и ее связь с динамикой психических процессов. На сеансах супружеской психотерапии изучаются случаи неисполнения надежд, обусловленных прежним, полученным главным образом в детстве, жизненным опытом. Основной предпосылкой к психотерапевтическим переменам является актуализация способности участников психотерапии понимать связь между поведением индивидов и его мотивами, с одной стороны, и особенностями контекста отношений, который они выстраивают, реализуя эти мотивы, с другой.Бихевиористский подход в супружеской психотерапии направлен, прежде всего, на изменение поведения партнеров методами обусловливания и обучения. Одной из техник супружеской психотерапии является«конструктивный спор». Суть - супругам предоставляется возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций. Участники соблюдают правила «честной игры»- их высказывания отражают чувства в ситуации «здесь-и-теперь», они воздерживаются от обобщений типа («ты никогда не слушаешь»), от актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на слабое место партнера – вес, внешность, дефекты речи и т.д., от критики родственников («ты такая же глупая, как и твоя мать»); пользуются описательным безоценочным языком.

39. Семейный конфликт  и развитие «Я- концепции» ребенка. Влияние семьи на ребенка и на развитие его Я-концепции отличается особой продолжительностью во времени. В ходе взаимодействия детей и родителей происходит социализация ребенка, усвоения им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Для развития личности ребенка чрезвычайно вредны постоянные открытые конфликты между родителями. В семейных конфликтах дети занимают определенное место. Часто ребенка втягивают в конфликт и бессознательно используют как орудие в борьбе за изменение стиля отношений либо как рычаг сохранения привычной неизменности. Роль семейных конфликтов в возникновении нарушений у ребенка основана на его эмоциональной травматизации. Нанесенная ребенку эмоциональная травма может привести к: 1) серьезной угрозе выживанию ребенка, что в физическом смысле означает заброшенность, голод, физический или эмоциональный; 2) патологическому симбиозу ребенка и родителя, препятствующему росту ребенка; 3) предрасположенности к легкому или тяжелому психическому заболеванию. Ребенок способен реагировать на угрозы, исходящие из семейного окружения, одним из следующих способов: 1) он может перейти в наступление. Сюда относятся агрессивные расстройства поведения и социопатии; 2) ребенок может устраниться от контакта с семьей, что приводит к рецессивному личностному развитию или вызывает тенденцию чрезмерной озабоченности собой и своим телом; 3) ребенок может давать сильную тревожную реакцию.

38. Психологический  конфликт в детско-родительских  отношениях. Факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей: 1. Тип внутрисемейных отношений. Для гармоничных отношенийхарактерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В дисгармоничной семьенаблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Подобное приводит к возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. 2.Неэффективность родительского отношения к ребенку. А. Я. Варта, В. А. Смехов выделяют 4 причины неэффективности родительского отношения к ребенку: 1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е незнание родителями психологических особенностей определенного возраста; 2)некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей; 3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком; 4)особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком. 3. Возрастные кризисы детей. Влияют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход к подростковому возрасту 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет. 4. Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей выделяются холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей. Среди личностных особенностей детей -низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность. 5. Неблагоприятное влияние других значимых людей. Здесь идет речь о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

40. Поведенческие  и личностные отклонения в  развитии ребенка как реакция  на семейный конфликт. Для развития личности ребенка чрезвычайно вредны постоянные открытые конфликты между родителями. Часто ребенка втягивают в конфликт и бессознательно используют как орудие в борьбе за изменение стиля отношений либо как рычаг сохранения привычной неизменности. Роль семейных конфликтов в возникновении нарушений у ребенка основана на его эмоциональной травматизации. Для детей при переживании семейных конфликтов характерно негативное переживание ситуации, чувство тревожности или отверженности по отношению к семье, сочетающееся с относительно устойчивым негативным эмоциональным состоянием, фрустрацией основных потребностей и тенденций личности, функционированием таких защитных механизмов, как уход от сложившейся ситуации в бездействие, самозащите, протестные реакции. Устойчивый характер негативных эмоциональных состояний детей может привести к дистрессу, невротическому развитию личности.Нанесенная ребенку эмоциональная травма может привести к: 1) серьезной угрозе выживанию ребенка, что в физическом смысле означает заброшенность, голод, физический или эмоциональный; 2) патологическому симбиозу ребенка и родителя, препятствующему росту ребенка; 3) предрасположенности к легкому или тяжелому психическому заболеванию. Ребенок способен реагировать на угрозы, исходящие из семейного окружения, одним из следующих способов: 1) он может перейти в наступление. Сюда относятся агрессивные расстройства поведения и социопатии; 2) ребенок может устраниться от контакта с семьей, что приводит к рецессивному личностному развитию или вызывает тенденцию чрезмерной озабоченности собой и своим телом; 3) ребенок может давать сильную тревожную реакцию.

42. Психологический  конфликт в системе педагогического  взаимодействия. Типы педагогических  конфликтов. Большинство затруднений, которые возникают между педагогами и учащимися происходит на первой стадии взаимодействия, т. е. при сообщении педагогом какой-либо информации.Взаимопонимание. Нарушения взаимопонимания в межличностном взаи​мо​действии учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера. Возникновение смыслового барьера можно рассматривать как признак отсутствия внимания и индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Смы​с​ловой барьер по отношению к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от того, какое требование предъявляет данный педагог к учащемуся. Конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Рыбакова выделяет следующие конфликты педагогических ситуаций:1)конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; 2) конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы; 3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

43. Конфликты педагогического  взаимодействия с подростками.  Пути предупреждения. В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. Проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков. Потребности: – потребность в самовыражении проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе; – стремление отстоять свое мнение; – защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением. Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные ситуации. Характерная для подростка потребность в равноправном общении с взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем. Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты: озорство на уроках, «кнопка на стуле», конфликты статусов, дети учителей, конфликты с учителями физкультуры конфликты на уроках, с кем сидеть за одной партой. Неадекватность реакции ученика можно объяснить подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению. Инициативу в разрешении конфликта лучше взять на себя учителю, объективно оценив ситуацию. Виды конфликтов в этом возрасте следующие: дидактические, конфликты дисциплины, этические, запредельно-этические.

44. Конфликты педагогического  взаимодействия со старшими школьниками. Пути предупреждения.Этот период связан с чувством независимости, которое приносит сильнейшее переживание, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Весьма распространенным фактом нарушения равновесия в отношениях старшеклассников с учителями выступают противопоставления учащихся требованиям старших, отстаивание своей точки зрения, протест против навязывания педагогической воли. Конфликты дисциплины. Доминируют ординарное нарушение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, непослушание.Конфликтогенное поведение педагогов. Здесь доминируют две группы аномалий: ошибки в дидактическом процессе и проявление бестактности по отношению к старшеклассникам. Среди пороков учителей на первом месте может быть поставлена научная узость и отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете. Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старшеклассниками и их учителями, являются противоречия при оценивании знаний: манипуляции с оценками, использование их не по назначению, выставление заниженных баллов и т.д. Среди причин возникновения неприязни старшеклассников к учителям и неизбежности затянутых конфликтов зафиксированы факты педагогического диктата. Он выражается в предъявлении школьникам безапелляционных требований, которые чаще всего мотивированы учителями, но воспринимаются учащимися негативно.

45. Пути психологической  коррекции педагогического конфликта.  Предупреждение «эффекта Пигмалиона». Ряд требований к личностным качествам взаимодействующих людей: 1. Если педагог не способен исключить неприязнь из своего отношения к личности учащегося, ему следует отказаться от роли воспитателя. 2. Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним. 3. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащихся. 4. Давать понять учащемуся, что педагог, как и любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойства, огорчения, обиды. 5. Учится не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить иметь ему свое мнение, свои пристрастия, ценности и особенности. 6. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение. 7. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося. 8. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. 9. Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность. Эффективное поведение учителя в конфликте зависит от следующих условий: – умение акцентировать внимание на поступках, поведении, а не на личности ученика; – умение обращать внимание на свои негативные эмоции; – не усиливать напряжение; – умение обсудить поступок позже; – позволить ученику «сохранить лицо»; – надо демонстрировать модели не агрессивного поведения.

50. Анализ конфликтных  ситуаций педагогического взаимодействия  с детьми младшего школьного  возраста. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Анализ и обобщение конфликтных происшествий в начальных классах по содержанию и сценарию можно условно разделить на три группы:Конфликты дидактического характера.Доминирует три группы взаимоотношений ученик-учитель, где возникают психотравмы школьников. Сильнее всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия, вызванные приемами дисциплинирования младших школьников. Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся. Конфликты этики. Наиболее стрессогенные конфликтные ситуации, которые граничат с фактами профессиональной слабости и даже пригодности человека выполнять функции учителя младших школьников вообще. Существенное значение для формирования этической позиции учителя начальных классов имеет ряд этико-педагогических и интроспективных аналитических и предписывающих истин. Запредельно-этические конфликты. Термин «запредельно-этические» конфликты введен для обозначения грубых антипедагогических форм поведения учителей. Существует две разновидности педагогических правонарушений: словесное оскорбление, наносимое, как правило, публично и физические воздействия

49. Рационально-интуитивный  метод разрешения конфликта. Решение задачи распознания конфликта и осуществление контроля над ним наиболее эффективно при условии использования рационально-интуитивного метода, предложенного доктором философии Дж. Скотт. Суть этого метода состоит в том, что с самого начала возникновения конфликта требуется вовлечение в его анализ сознания (рационального компонента) и ин​туиции, поскольку в конфликтной ситуации наблюдается чрезвычайно высокая модальность эмоций, являющаяся деструктивным компонентом межличност​ного поведения. Базисная рационально-интуитивная модель предполагает одним из пер​вых шагов разрешения конфликта подавление рождаемых им отрицательных эмоций (недоверия, враждебности, страха, раздражения, ревности, чувства вины и др.) у обеих конфликтующих сторон. Во-вторых, использование разума и интуиции для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. В ситуации, когда реалистический подход к решению проблемы или подавлению эмоций отсутствует, следует принять решение «ухода», используя рационально-интуитивный метод. Уход, осущест​вленный разумным образом, сможет стать эффективным вариантом выбора и решением проблемы.


конфликтология  продолжение

3. Источники конфликтов  и зоны разногласий

Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко  распознаваема. Нередко участники  конфликта сами не очень четко  ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за кого-то пустяка, в котором стоит  одному спорщику уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле этот пустяк является лишь внешним  выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще тем, что зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» - и в результате к расхождениям по делу добавляется еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласия разбухает, в ней загораются все новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, стягивается. При ликвидации всех расхождений оно исчезает. Зона разногласии -предмет, факт, вопрос спора, который отражает сущность противоречий конфликтантов. Может возникать по отношению к целям, интересам, ценностям. Не всегда проявляется в конфликте сразу. Три типа ЗР (определяют причину конфликта): 1.по поводу материальных и ресурсных благ.2.деление власти. 3.проблемы ценностной, духовной, культурной направленности чела. В реальной конфликтной ситуации все зоны переплетаются.

23. Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов.

Творческий подход к конфликту  позволяет превратить проблемы в  новые возможности. Он означает извлечение макс выгоды из данной ситуации. Реакция  или сознательный отклик. Реакция  -импульсивное поведение, особенно когда вам кажется, что вы не можете его контролировать или найти иной выход. Вы видите причину вашей реакции в ком-то или в чем-то. Сознательный отклик -продуманное поведение, при кот вы чувствуете себя хозяином положения и сохраняете самообладание. Когда в нашем окружении находится раздраженный чел или чел, сопротивляющийся нашим желаниям, мы можем реагировать тем или иным путем: * Мы можем воспользоваться тактикой отхода. * Мы можем начать поучать "их", как правильно вести себя. * Мы можем тоже впасть в раздражение. * Мы можем начать думать, как бы отплатить "им". С др стороны, мы можем творчески откликнуться на ситуацию, используя все содержащиеся в ней возможности. Как мы можем —повернуть ее в другую сторону? Взгляните на ситуацию так, как она есть, нужно просто принять ее такой, какая она есть в настоящий момент. Обсуждение ситуации может пагубно отразиться на вашей попытке посмотреть на нее объективно. Если вы боретесь с чем-то или полны критики, вы не принимаете ситуацию так, как она есть. Прежде всего посмотрите на положение в настоящий момент. Начиная с этого, легче опознать новые возможности. Как только проблема признается, она сразу станет более разрешимой. Если у кого-то плохое настроение, наискорейший путь его изменения - признать факт плохого настроения. Чему мы можем научиться в данной ситуации? Важно отметить, что творческий подход не означает замазывания сущ трудностей. Притворяться, что все прекрасно, когда на деле это вовсе не так. Бесполезно делать вид, что совершенная ошибка не требует исправления или что вы выполнили работу хорошо, когда на деле испоганили ее. Вы вовсе не обязаны притворяться, что вам нравится выслушивать чьи-то жалобы, или вести себя так, как будто вам все равно, получите ли вы нужную помощь или нет. Вы знаете, что вы должны переосмыслить положение и произвести перегруппировку сил, если вы потеряли важный контракт. При творческом подходе вы признаете ваши чувства по поводу любой из этих ситуаций, а затем смотрите, какой урок из них можно извлечь. Вы превращаете досаду в рассаду. В следующий раз, когда вы почувствуете раздражение, попробуйте сказать: "Ну и сюрприз!" Следует подумать, что надо сделать, чтобы этого больше не было, или посмотреть, какую пользу можно еще извлечь из данной ситуации. Превратить конфликт в новую возможность установить, какие новые возможности она открывает перед вами. Подход требует изменения угла зрения. Как можно улучшить нынешнюю ситуацию? Как использовать эту проблему для того, чтобы создать нечто более совершенное, чем то, что имело место раньше? Можно ли превратить эту проблему в зачаток нового прозрения? Вам нужно будет искоренить негативные установки, лежащие в основе многих как будто случайных замечаний. Следите за тем, какие выражения вы используете при описании проблемы. Перенаправьте свою энергию на то, чтобы поддержать связь с вашим партнером, а не отходить от него, приветствуйте проблему, вместо того чтобы отвергать ее Нейтрализуйте конфликт посредством «+» утверждений, замените негативные обороты речи «+» и перенаправьте вашу энергию на то, чтобы приветстаовать, а не. отвергать проблему. Примите «+» меры.

4. Мотивационная  основа конфликта.

Конфликты исключительно  многообразны по способам своего существования  и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые  в известной степени определяют способ действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая  вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Конфликт – есть одновременное развертывание  действия и контр действия. Это  реализация намерений и вместе с  тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается  в ходе этой реализации. Существуют две точки зрения на природу конфликта: 1. Ресурсная - доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования. 2. Ценностная - на первый план выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, культурные взаимоисключающие стереотипы. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию: Потребностей Ценностей Интересов Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на 2 типа: конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов или из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации. Они разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований, оценок и отношений. Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации родителей и детей. Конфликты между ними часто основаны на половом диморфизме (различии восприятии и реагировании) мужчин и женщин.

37. Нарушение семейной  ситуации как конфликт.

-комуникативного канала

-семейных представлений

-семейной интеграции

-ролевой структуры семьи

Самое главное последствие  всех этих нарушений -

это неблагоприятное влияние  на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

36. проблема совместимости  в в брачно-семейных отношениях.

Межличностная совместимость  подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим ин​дивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение. Например, тип характера жены — сенсорный. Ее «природа» требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа — интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена — сенсорик, да к тому же экстраверт, потребует, чтобы туфли были поставлены «как положено», сопровождая свои требования «лекцией». Причиной возможного межличностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им «беспорядок» не вызывает никаких эмоций. Точно так же будет все происходить, если предпочтения характеров окажутся противоположными. Муж и жена просто поменяются ролями. Для избежания подобных конфликтов необходимо знать особенности проявления характеров друг друга и вместе учиться управлять ими. Нелегко из двух сформировавшихся «Я» прийти к одному «мы». Однако терпеливое отношение к привычкам друг друга, совместная терпеливая работа над собой создадут условия для бесконфликтного взаимодействия в дальнейшей жизни.

7. Психоло характеристика конструктивного конфликта.

Конструктивная сторона  межличностных конфликтов состоит  в том, что они могут вести  к прояснению взаимоотношений между  сторонами и нахождению способов улучшения как поведения, так  и личностных качеств участников конфликта. Конструктивные последствия  межличностных конфликтов могут  проявиться, например:

- в создании общности  людей, причастных к решению  проблемы;

- в расширении сферы  сотрудничества на другие области;

в том, что скорее происходит процесс самосознания, прояснения собственных  интересов и интересов партнера.

8. Психол характеристика деструктивного конфликта.

Деструктивная сторона межличностных  конфликтов проявляется тогда, когда  один из оппонентов прибегает к нравственно  осуждаемым методом борьбы, стремиться психологически подавить партнеров, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.

Обычно это вызывает яростное сопротивление с другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения, наносится вред здоровью. При деструктивном  конфликте наблюдается:

поляризация оценочных суждений партнеров;

стремление к расхождению  исходных позиций;

стремление принудить  партнера к невыгодному для него решению;

обострение конфликта;

желание уйти от исходной проблемы;

- болезненные формы выхода  из конфликтной ситуации.

34. Семейный  конфликт. Виды и факторы эскалации. Семейный конфликт - противоборство, противостояние между членами семьи, основанное на противоположности направленных мотивов и взглядов. На протяжение всей жизни семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями - болезни, жилищно -бытовые неудобства, конфликты ссоц окружением, последствия широких соц процессов (война, социальные кризисы и т.п.). Т.о., возникают проблемы. 80-85% семей происходят конфликты, 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Уникальность семейных отнош обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Зоны взаимодействия и жизнед-ти семьи, в кот зарождаются конфликты: -культура общения - соблюд или несоблюд супругами норм поведения в повседневной жизни (Как ты смеешь на меня кричать?) -недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов, в потребности защиты Я-концепции, кот поддерживается удовлетворением в любви, ощущением своей значимости и чувства собственного достоинства (Ты не уважаешь меня как чела) -ролевая сфера взаимодействия связана с удовлетворением ролевых потребностей супругов с позициями матери, отца, мужа и т.д. -сфера д-ти связанная с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личных особенностях (А раньше ты была другая) Семейный конфликт по своей структуре и динамике схож с развитием классического конфликта, но конфликтологу необходимо иметь ввиду и учитывать, что особенности: этих конфликте более травмирующие, чем обычные и протекают они с большей скоростью, связаны с большей эмоциональностью. Виды: .1. В зависимости от субъектов конфликта: -супружеские конфликты (включают весь спектр причин семейных конфликтов); -конфликт между родителями и детьми (издержки воспитания детей, регидность семейных отношений, кризисные возрасты детей);

-конфликт родственников  (личностный фактор, авторитарное  вмешательство). 2. По источнику конфликта:  ценностные конфликты (наличие  противоположных интересов); -позиционные конфликты (борьба за лидерство в семье, неудовлетворение в признании значимости своего Я); -сексуальные конфликты (психосексуальная несовместимость); -эмоциональные конфликты (неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях); -хозяйственно-экономические конфликты (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участи каждого из них, тяжелое материальное положение); 3. В зависимости от поведения конфликтующих: -открытые конфликты-взаимные оскорбления, битье посуды (индивидуальные психологические особенности членов семьи, уровень воспитания); -скрытые конфликты-демонстративное молчание.

52. Личностные переменные  индивидуального стиля поведения  в конфликте. Индивидуальный стиль личности в конфликте – репертуар поведенческих и эмоц реакций чела на конфликтную ситуацию. 2 гр переменных, обуславливающих инд стиль повед: 1. – переменные власти; - степень компетентности личности; - достаточность владения инфо. 2. индивид-типологические особенности личности; - ценностная ориентация; - дух Ур культуры; - характер, темперамент, вид ВНД.

15. Этика деловой  коммуникации как условие предупреждения  конфликта.

Одним из проявлений многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере  человеческой деятельности является существование  общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика  бизнеса, или деловая этика. Неписаные  нормы этики, которыми руководствуются  так или иначе участники деловых  взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, могут  быть сведены к следующим простым  требованиям:

Не опаздывайте. Опоздание  может быть оценено вашим партнером  как проявление неуважения к нему. Если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее.

Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого  требования в том, чтобы беречь секреты  фирмы так же, как и свои личные тайны.

Будьте доброжелательны  и приветливы.

Сочувствуйте людям, думайте  не только о себе, но и о других.

Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что  нужно уметь органично вписываться  в ваше окружение на службе, среду  работников вашего уровня.

Говорите и пишите хорошим  языком. Это означает, что все  произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком.

32. Психологическая  готовность к разрешению конфликтов.

Формируется с помощью  следующих механизмов:

1​ Установка на признание в другом друга и отсутствие злого умысла или злого намерения

2​ Умение пересматривать собственные позиции, принимать и анализировать собственную вину в конфликте, не давать возможностей проявляться механизмам защиты (экстернальности, завышенного самоотношения)

3. Разрешать ситуацию совместно  и руководствоваться конструктивным  стилем поведения в связи со  стилем направленности

4. Делать первый шаг  навстречу оппоненту по ситуации

5. Исключить механизмы  аффективного реагирования на  оппонента и включить когнитивные  механизмы

6. Необходимо продемонстрировать  оппоненту по ситуации собственную  готовность разрешать конфликт  и добиваться от него принципиального  согласия.

Основные условия

1. Отказаться от стратегии  общения в стиле обвинения  и перейти к общению без  обвинений

2​ Необходимо учитывать проекции/перенос наших мыслей на других людей

3​ Необходимо работать со своим субъективным «Я»

4​ Анализировать подавленные потребности для того, чтобы выявить истинность предметов в конфликтных ситуациях

5. Необходимо проанализ  неприемлемые качества или черты  характера

6. Анализировать неразрешенные  потребности Альтернативное решение  разрешение конфликтов основывается  на следующих положениях:

1. процесс разрешения конфликта  должен осуществляться таким  образом, чтобы свести к минимуму  его деструктивные возможности  и, наоборот, способствовать максимальному  проявлению его позитивных функций;

2. конструктивное разрешение  достигается лишь в том случае, если будут удовлетворены интересы  всех сторон-участниц и достигнут  результат, отвечающий подходу  «выигрыш-выигрыш»

3.. решение задачи конструктивного  разрешения конфликта и достижение  результата «выигрыш-выигрыш» возможно  лишь в случае отказа сторон  от опозиционного торга в пользу  ведения переговоров на основе  интересов.

51. Понятие о  пед конфликте. Практика показывает, что большинство затруднений, кот возник м педагогом и учащимися происходят на 1ой стадии взаимодействия, т.е. при сообщении педагогом к-л инфо. Т.К. именно на этой стадии педагог стремится придать повед учащихся опред направленность. Причин затруднений: 1. отсутствие взаимопоним; 2. отсутствие согласия учащегося с позицией педагога (конфликт). Наруш внимания в межличностном взаимод учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера, возникн кот можно рассматривать как признак отсутствия вним и индивид подхода к обучению и воспитанию. А). Смысловой барьер по отнош к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от требований. Причины такого барьера: 1. не учет мотивов поведения учащегося, или приписывание таких мотивов, которых не было. 2. педагог прав, но ученик не согласен с ним, т.к. не осознает действительных мотивов своего поведения. Б). смысловые барьеры к конкретному требованию. Причина: повторение одних и тех же требований, которые становятся привычными и ученик их перестает воспринимать. Случ в тех требованиях, в кот смысл разный для ученика и педагога. 2 ошибки, усложняющие взаимоотнош педагога и ученика: 1. педагог в общении ориентировании на себя. 2. педагог не внимательно слушает.



Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"