Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа
Речевая функция является одной из важнейших  психических функций человека. В  процессе речевого развития формируются  высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
      Проблемы  нарушения общения ребенка с  ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
      Нарушения речи в той или иной степени (в  зависимости от характера речевых  расстройств) отрицательно влияют на все  психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
      Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.
        В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативных возможностей детей с ДЦП.
        С учетом актуальности этой проблемы мы избрали тему исследования: «Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом».
      Цель  исследования - выявление коммуникативных возможностей у детей с ДЦП.
        Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
      Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с ДЦП.
      Гипотеза  исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:
      - коммуникативный компонент будет выделен как центральный, обеспечивающий вхождение ребенка с ДЦП в общение с окружающими;
      - будут учитываться особенности психофизического развития детей с ДЦП;
      - специальные методики, используемые для формирования коммуникативных возможностей у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.
      Цель  и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих  задач:
      определить  сущностные характеристики детского церебрального  паралича;
      выявить уровень развития коммуникативных  возможностей нормальных детей и детей с ДЦП;
      рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения  общения у детей с ДЦП;
      экспериментально  проверить эффективность выбранных  методик.
      В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
      - теоретический: анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования;
      - эмпирические методы: наблюдение за процессом общения у детей с ДЦП.
      База  исследования: реабилитационный центр «Самал».