Юнг - психотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:30, творческая работа

Описание

Согласно теории Юнга всякий имеет не только эго, тень, персону, и другие компоненты психического, но так же индивидуальные характеристики всего этого. Кроме того, существуют ряд измеряемых величин, определенных размеров, которые, комбинируясь в своем разнообразии, образуют типы личности. Юнг выделял два общих типа, которые назвал интровертным и экстравертным, и специальные типы, своеобразие которых получается

Работа состоит из  1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 388.80 Кб (Скачать документ)
    • Согласно  теории Юнга всякий имеет не только эго, тень, персону, и другие компоненты психического, но так же индивидуальные характеристики всего этого. Кроме  того, существуют ряд измеряемых величин, определенных размеров, которые, комбинируясь в своем разнообразии, образуют типы личности. Юнг выделял два общих  типа, которые назвал интровертным и экстравертным, и специальные  типы, своеобразие которых получается вследствие того, что индивид приспособляется  или ориентируется с помощью  своей наиболее дифференцированной функции - ощущения, интуиции, мышления и чувства.
    • Первыми он называл общие типы установки, отличающиеся друг от друга направлением своего интереса, движением либидо; последними - типами функций.
 
 

              Юнг - психотипы

    • Итак, общие типы установки отличаются друг от друга особой установкой по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он старается оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, наоборот, относится к объекту положительно, он ориентирует свою субъективную установку по объекту, т.е. иными словами экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная - негативным отношением к объекту. Экстраверт “мыслит, чувствует и действует, соотнося себя с объектом”; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Юнг еще называл это тип ориентационным. Основой для интровертной ориентации служит субъект, а объект играет лишь второстепенную роль. На практике эти типы мы можем видеть даже не проводя специальных исследований. Замкнутые, трудно располагаемые к разговору, пугливые натуры представляют собой полную противоположность людям с открытым, обходительным, веселым и приветливым характером, которые со всеми ладят, иногда сорятся, но всегда стоят в отношении к окружающему миру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние.
 

ОБЩИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

    • По  мнению Юнга, эти установки по отношению  к объекту являются основой процесс  приспособления. Он пишет: “Природа знает  два, коренным образом различных  варианта адаптации и две, обусловленные  ими возможности поддержания  живых организмов: первый путь это  повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности  отдельного индивида; второй путь - это  вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой  плодовитости”. Эта биологическая  противоположность, считает Юнг, являются основой двух общих типов установки.
    • Например, экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект; интроверт - обороняется от внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии и тем самым создает для себя более обеспеченное положение
    • Между экстраверсией и интроверсией существует отношение компенсации: экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот.
    • Представление об интроверсии и экстроверсии, и четырех функциях позволило Юнгу выстроить систему восьми психологических типов, четыре из которых являются экстровертными, а остальные четыре интровертными.
    • Такая классификация, по мнению Юнга, поможет в понимании и принятии индивидуальных путей развития личности и способов мировоззрения
    • Юнг выделяет рациональные и иррациональные функциональные типы. К рациональным относятся такие типы, которые  “характеризуются приматом функций  разумного суждения”. Это мышление и чувство. Общим признаком обоих  типов является то, что они подчинены  разумному суждению, т.е. они, связаны  с оценками и суждениями: мышление оценивает вещи через познание, в  терминах истинности и ложности, а  чувство через эмоции, в терминах привлекательности и непривлекательности. В качестве установок, определяющих поведение человека, эти две фундаментальные  функции в каждый данный момент времени  исключают друг друга; господствует либо дна из них, либо другая. Вследствие этого, некоторые люди, принимая решение, основываются на своих чувствах, а  не на разуме.
 
 

 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ТИПЫ

    • Две другие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет иррациональными, т.к. они используют не оценки или суждения, а основываются на восприятии, которое  не оценивается и не истолковывается. Ощущение воспринимает вещи такими, какие  они есть, это функция “действительного”. Интуиция так же воспринимает, но не столько благодаря осознаваемому  чувственному механизму, сколько благодаря  бессознательной способности внутреннему  пониманию природы вещей.
    • Например, личность ощущающего типа отметит все подробности какого-либо события, но не обратит внимание на его контекст, а личность интуитивного типа не обратит особого внимания на потребности, но без труда поймет смысл происходящего и проследит возможное развитие этих событий
    • Относительно  здоровая психическая субстанция. Если психическая субстанция расстроена, то развитие главной функции может  тормозиться, а противоположная  функция может выходить из сферы  бессознательного и занимать главное  место.
    • Другой фактор - возраст человека. Считается, что сформированностью функций и их дифференциация максимальна к середине жизни.
    • Лишь редкие люди до конца осознают, к какому функциональному типу они относятся, хотя это несложно определить, исходя из ее силы, устойчивости, постоянства и адаптированности.
 
 

Существует  несколько критериев развития функций  у человека

    • Но  в реальной жизни эти типы почти  никогда не встречаются в чистом виде, а существует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных  типах взаимодействуют только смежные  функции, а смешение либо двух рациональных типов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда вступают друг с другом в отношения компенсации.
    • Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и детерминирующие решения приходят к нему из вне. “Интерес и внимание сосредоточены на объективных происшествиях и прежде всего на тех, которые имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию лиц и вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и детерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими”.
 

  
ЭКСТРАВЕТНЫЙ ТИП

    • К экстравертным  рациональным типам относятся экстравертное мышление и экстравертное чувство. Они характеризуются тем, что их жизнь подчинена разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от бессознательной неразумности. Разумное суждение у них представлено в сознательном исключении случайного и неразумного
 

ЭКСТРАВЕРТНЫЙ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП

    • Вследствие  общей экстравертной установки мышление ориентируется по объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с другой стороны - и это в большей степени, оно подкрепляется объективными данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.
    • Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание, образование и т. д.
 

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ  ТИП

    • Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того, приняты  они или не приняты, приемлемы  или не приемлемы. Эта функция, так  же как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному данному, т.е. “объект, является неизбежной детерминантой самого способа чувствования”.
    • Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или в церковь - все это относится к позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивное влияние утрачивается и “объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную прелесть утрачивается”.
 

ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП

    • В экстравертной установке ощущение зависит от объекта, определяется преимущественно объектом, его сознательным применением. Те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими, по мнению Юнга, для психологии индивида. “Ощущение есть жизненная функция, наделенная самым сильным жизненным влечением. Если объект вызывает ощущение, значит, он является значимым и вступает в сознание как объективный процесс. Субъективная же сторона ощущения задержана или вытеснена
 
 

ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП

    • Интуиция  в экстравертной установке не является только восприятием или созерцанием, а представляет собой активный, творческий процесс, который с такой же степенью влияет на объект, с какой и он.
    • Одной из функций интуиции является “передача образов или наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем непостижимы, или могут быть достигнуты лишь на далеких, окольных путях”.
    • Интуитивный тип при передаче окружающей его действительности постарается описать не фактичность материала, в отличие от ощущения, а ухватить наибольшую полноту событий, опираясь на непосредственное чувственное ощущение, а не на сами ощущения.
 
 

ИНТУИТИВНЫЙ ТИП

    • Интровертный  тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект, а на субъективные данные. У него между восприятием объекта и его собственным действием вклинивается субъективное мнение, “которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному”.
    • Но это не значит, что интровертный тип не видит внешние условия. Просто его сознание выбирает в качестве решающей субъективный фактор. Субъективным фактором Юнг называет “тот психологический акт или ту реакцию, которая сливается с воздействием объекта и дает тем самым начало новому психическому акту”. Критикуя позицию Вейнингера, который характеризовал эту установку как себялюбивую или эгоистическую, он говорит: “субъективный фактор есть второй мировой закон, и тот, кто основывается на нем, тот имеет столь же верную, длительную и значащую основу, как и тот, кто ссылается на объект.... Интравертная установка опирается на всюду наличное, в высшей степени реальное и абсолютно неизбежное условие психического приспособления”.
 

 ИНТРОВЕРТНЫЙ  ТИП

Информация о работе Юнг - психотипы