Этология и зоопсихология. Традиции научных школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.

Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовая по зоопсихологии.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

Весьма важным моментом зоопсихологического исследования является также учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики. Если опыт проводится без учета специфических особенностей биологии изучаемого вида и естественного поведения данного животного в экспериментально имитируемой жизненной ситуации, то результат исследования, как указывает ряд авторов, будет искаженным и легко может оказаться артефактом, что показывает следующий пример.

Почти в одно и то же время, в 1913-1914 гг., два выдающихся исследователя поведения животных К. Гесс и К. Фриш изучали способность пчел к различению цветов. Гесс выпускал пчел в темном помещении, где они могли лететь к двум источникам света - разного цвета и различной светлоты. Применив различные сочетания, ученый установил, что пчелы всегда летят к более светлому источнику, независимо от длины волны. Отсюда он заключил, что пчелы не различают цвета.

Фриш же, по-иному построив эксперимент, пришел к прямо противоположному выводу. В его опытах пчелам предлагалось на свету выбирать цветные (например, желтые) куски бумаги среди белых, черных и серых различных оттенков, чем уравнивалась интенсивность окраски подкрепляемых цветных и неподкрепляемых ахроматических бумаг. Пчелы безошибочно находили подкрепляемые сиропом желтые (или других цветов) квадратики из бумаги независимо от светлоты и насыщенности их окраски оставляя без внимания ахроматические листы. Тем самым способность пчел к цветоощущению была доказана [23].

Ошибка Гесса заключалась в том, что он ставил опыты в биологически неадекватных для пчел условиях - в темноте. В этих условиях не могут проявиться те формы поведения, в которых цветоощущение играет какую-то роль, например, при розыске кормовых объектов. Попав днем в темное помещение, пчела будет только искать выход из него. При этом она будет устремляться к более светлому отверстию, независимо от цвета поступающих через него световых лучей. Таким образом, результаты, полученные Гессом, не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии у пчел цветоощущения и поэтому не могли быть использованы для решения поставленного вопроса.

В данных экспериментах наглядно обнаруживается тот факт, что реакции животных на одни и те же внешние стимулы могут быть различными в разных жизненных ситуациях и функциональных сферах. В данном примере пчелы в одной ситуации реагируют на цвета, в другой нет. Все вышесказанное свидетельствует об исключительной сложности научной школы экспериментального зоопсихологического исследования и важности создания биологически адекватных условий проведения опытов [23].

Работы Л.Г. Воронина и его учеников были посвящены исследованию условно-рефлекторной деятельности животных разных таксономических групп, имеющих разный уровень развития мозга. Эта работа была своего рода продолжением исследования Торндайком способности к обучению у животных разного уровня организации. Подтвердив ранее установленные факты отсутствия принципиальных различий в скорости формирования простых условных рефлексов у животных с высокоразвитым мозгом и у представителей относительно примитивных групп, исследователи перешли к сравнительной оценке формирования так называемых «цепей» условных рефлексов. По мнению Л.Г. Воронина, они были отражением возможностей аналитико-синтетической деятельности мозга животных соответствующего уровня организации. Он рассматривал данные этих экспериментов как подтверждение правильности «павловского» тезиса об исключительной роли условного рефлекса как единицы поведения в целом.

На основе результатов собственных исследований и данных мировой литературы Л.Г. Воронин обобщил представления об особенностях формирования условных рефлексов разной сложности у животных, стоящих на разных ступенях развития нервной системы [24].

Важный вклад в исследования поведения и психики человекообразных обезьян внесли работы Л. А. Фирсова. Его лабораторные исследования включали сравнительную оценку:

- разных видов памяти;

- способности к подражанию;

- способности к обобщению и формированию довербальных понятий;

- голосового общения;

- некоторых аспектов социальных взаимодействий у человекообразных обезьян [25].

Многоплановые исследования Л.А. Фирсова показали, что шимпанзе обладают высочайшим уровнем развития поведения и психики. Они действительно способны к одномоментному образованию множества условных реакций разного уровня сложности. Л.А. Фирсов проанализировал природу таких условно-рефлекторных связей и показал, что часть из них - «подлинные» условные рефлексы, другие реализуются на основе синтеза новых и старых ассоциаций, третьи возникают благодаря «переносу» ранее сформированных реакций (за счет «вторичного научения»), четвертые - благодаря подражанию, а пятые - как реализация «каузальной связи», т.е. улавливания закономерностей процессов и явлений.

Фирсов пришел к заключению о том, что психика антропоидов характеризуется таким уровнем способности к формированию довербальных понятий, который можно рассматривать как промежуточный между первой и второй сигнальными системами [24].

Всесторонние лабораторные исследования с помощью традиционных методов Л.А. Фирсов сочетал с наблюдениями и экспериментами в условиях, приближенных к естественным. С этой целью группу шимпанзе (а затем и макаков-резусов) в летний период выпускали на небольшой остров. Практически не вмешиваясь в жизнь животных, исследователи наблюдали, как воспитанные в неволе обезьяны осваивают природные корма, строят гнезда, избегают опасности, играют, как складываются отношения в сообществе. Большое внимание уделялось анализу орудийной деятельности обезьян, для чего были созданы специальные экспериментальные установки. Для того чтобы достать из них пищевую приманку, животным было необходимо воспользоваться каким-либо орудием, в данном случае палкой, которую нужно было специально подыскать или выломать. Были повторены также опыты на «выбор по образцу», где в качестве стимулов использовались не геометрические фигуры, как это практикуется в лабораториях, а растения, цветы, веточки, палочки и другие природные объекты. В процессе опытов и наблюдений регулярно проводилась профессиональная киносъемка, которая легла в основу ряда документальных фильмов [25].

 

Выводы по второй главе

 

Анализ исследований поведения животных в этологии и зоопсихологии также показывает разнонаправленность данных научных направлений. Этология и зоопсихология в своих исследованиях поведения животных опирается на такие методы, как наблюдение и эксперимент. Однако различным является акцент, на что направлено изучение поведения животных. Этология с биологической позиции уясняет значение поведение, его индивидуальное развитие, структуру поведенческих актов. Зоопсихология выясняет причины поведения, деятельностных актов животных, уделяет внимание не только количественным оценкам поведения, но и их качественному описанию, учитывает специфические особенности биологии изучаемого вида, что позволяет понимать психические процессы в основе поведения животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме показывает, что этология изучает поведение животных в естественных условиях, уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения животных. Традиция научной школы этологии закладывалась и продолжала развиваться в классической этологии К. Лоренцем, Н. Тинбергеном. Также важный вклад в развитие научной школы этологии внесли Л.В. Крушинский, Р. Докинз, В. Дольник, Д. Моррис, К. Фриш и др. Основными направлениями изучения поведения животных в этологии являются приспособительное значение поведения, индивидуальное развитие поведения, эволюция поведения, общественное поведение животных, структура поведенческого акта.

Зоопсихология изучает психику в процессе филогенеза от простейших форм отражения до интеллекта, а также развитие ее в онтогенезе животного. В зоопсихологии традиция научной школы формировалась путем исследований различных авторов, важную роль среди которых сыграли В. А. Вагнер, А. Н. Промптов, Е. В. Лукина, А. Н. Северцов, Н. Н. Ладыгина- Котс, К. Э. Фабри и ряд других. Основными методами изучения психических процессов у животных через поведение являются метод «лабиринта», метод «обходного пути»,  дифференцированная дрессировка, метод «выбора на образец», метод «проблемной клетки», метод употребления орудий, метод открытого поля.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных в ходе теоретического анализа подтвердилась.

 

 

Список литературы

1. Большая медицинская энциклопедия под редакцией Б.В.Петровского, М.: «Советская энциклопедия», 1987 г. – 735 с.

2. Войтонис, Н.Ю. Предыстория интеллекта. – М, 2008. – 446 с.

3. Воронин, Л.Г. Эволюция высшей нервной деятельности (очерки). М.: Наука, 1977. – 312 с.

4.Вудвортс, Р. Решение проблем животными. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,1981. – 341 с.

5. Н.Н.Данилова, Крысова, А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- М., «Учебная литература», 1997 г. – 169 с.

6. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных.  Собрание сочинений, т.5, М., 1953. – 213 с.

7.. Дарвин, Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. Т. 2. - М., 2006. – 566 с.

8. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – М, 2007. – 690 с.

9. Дембовский, Я. Психология животных. - М., 2008. – 168 с.

10. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М., 2006. – 244 с.

11. Зорина, З.А., Полетаева, И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. - М., 2008. – 355 с.

12.Зорина, З.А., Полетаева, И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2002. – 218 с.

13.Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1986. -364 с.

14. Ладыгина-Котс, Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. -М., 2008. – 314 с.

15. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. - М., 2008. – 290 с.

16.Панов, Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983. -275 с. 

17.Психологический журнал, Северцов А.Н. «Эволюция и психика». –М.: Речь, 1999.- 314 с.

18. Рогинский, Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948. – 413 с.

19. Савельев, С.А. Введение в зоопсихологию. - М., 2007. – 275 с.

20.Северцов, А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 217 с.

21.Тинберген, Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993. – 147 с.

22.Тинберген, Н., Поведение животных, М., 1985 г. -314 с.

23. Фабри, К.Э. К проблеме игры у животных.// Бюлл. М.О.И.П., отд. биол., вып.3, 1973. – 199с.

24.Фабри, К.Э. Основные этапы развития поведения в онтогенезе.// Управление поведением животных. М., Наука, 1977. – 312 с.

25.Фабри, К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных. // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. – 114 с.

26.Хайнд, Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. - М., 2005. – 317 с.

27.Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология». М., 1997. – 513 с.

28.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003. – 412 с.

29.Шовен, Р. Поведение животных. М., 1972. – 412 с.

30.Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997. – 315 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

46

 



Информация о работе Этология и зоопсихология. Традиции научных школ