Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций в транспортной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить факторы, обусловливающие возникновение и развитие конфликтов и определить условия решения конфликтных ситуаций в транспортной компании на примере ЗАО «Ньюпорт Трейдинг».
Задачи исследования:
На основе анализа отечественных и зарубежных психологов разработать концепцию исследования факторов, обусловливающих возникновение и развитие конфликтов и условия решения конфликтных ситуаций в организации.
Провести эмпирическое исследование факторов и условий, способствующих решению конфликтных ситуаций в транспортной компании.
Разработать практические рекомендации для руководителей и психологической службы транспортной компании по решению и профилактике конфликтных ситуаций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. 4
1.1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА. ЕГО ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. 4
1.2. СТРУКТУРА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА. 20
1.3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ. 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ ЗАО «НЬЮПОРТ ТРЕЙДИНГ». 47
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 48
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 54
2.3. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ ЗАО «НЬЮПОРТ ТРЕЙДИНГ». 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 74
БИБЛИОГРАФИЯ: 77

Работа состоит из  1 файл

Конфликт КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 565.50 Кб (Скачать документ)

     Отношение респондента к тому или иному  уровню общительности определяется по сумме набранных баллов. Тест включает в себя 16 вопросов. 

     На  основе полученных в ходе наблюдения и тестирования данных делается анализ общительности, склонности к конфликтному поведению и отдельно по каждому респонденту. На основе данных, собранных в процессе интервью, проводится анализ конфликтных ситуаций, возникающих в транспортной компании.

2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования.

 

     Первый  этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих  особенностях. Применялся метод включенного  наблюдения, так как исследователь является сотрудником данной организацией и коллегой по работе испытуемых.

     Результаты  наблюдения. 

Испытуемые Личностные  и поведенческие  особенности
1 Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек
2 Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению 
3 Общительный, немного  суетливый, добродушный, веселый, с  хорошим чувством юмора
4 Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению
5 Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок.
6 «Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов,  всегда находит компромисс или оправдание
7 Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить
8 Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный
9 Резкий, необщительный, склонный к конфликтам
10 Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный
11 Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к  созданию конфликтных ситуаций
12 Не терпеливый,  вспыльчивый, общительный, конфликтный
13 В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный
14 Развязный, говорит  с сарказмом, неуместно шутит, склонен  к конфликтам
15 Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный
 

     Данные  наблюдения свидетельствуют о том, что  6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации;  2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но  в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.

     Составим  диаграмму, наглядно отражающую типы людей  в конфликтной группе:

     

     Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников транспортной компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить. 

     

     Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют  о том, что в группе 40 % людей, способных  создавать конфликтные ситуации и 60 % инженеров бесконфликтных в  общении.

     Составим  общую диаграмму по группе.

     

     Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников транспортной компании.

     Задачи  тестирования:

     1) выявить уровень общительности; 

     2) определить уровень коммуникативного  самоконтроля;

     3) определить стиль конфликтного  поведения сотрудников транспортной компании.

     Результаты  тестирования.

№№ Показатели Общий вывод
Стиль конфликтного поведения Уровень общительности Самоконтроль  в общении

(коммуникативный  контроль)

1 Сотрудничество

Компромисс

Высокий уровень Средний уровень Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях
2 Соперничество Средний уровень Низкий уровень Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение  устойчиво, «неудобен в общении»
3 Сотрудничество Нормальная  коммуника-бельность Высокий уровень В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко  реагирует на изменение коммуникативной  ситуации
4 Избегание Низкий уровень Высокий уровень Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение  коммуникативной ситуации
5 Сотрудничество

Компромисс

Нормальная  коммуника-бельность Высокий уровень В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение  коммуникативной ситуации
6 Компромисс

Избегание

Средний уровень Средний уровень Весьма общителен, склонен к поиску компромисса  или избегает конфликты, не всегда сдержен  в эмоциональных проявлениях
7 Приспособление Низкий уровень Высокий уровень Необщительный в конфликтной ситуации старается  приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации
8 Сотрудничество Нормальная  коммуника-бельность Высокий уровень В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко  реагирует на изменение коммуникативной  ситуации.
9 Соперничество Средний уровень Низкий уровень Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
10 Компромисс

Избегание

Высокий уровень Высокий уровень Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение  коммуникативной ситуации
11 Компромисс

Избегание

Высокий уровень Средний уровень Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержен в эмоциях
12 Соперничество Средний уровень Низкий уровень Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
13 Сотрудничество Низкий уровень Средний уровень Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной  ситуации; не сдержен в эмоциональных  проявлениях
14 Соперничество Высокий уровень Низкий уровень Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
15 Избегание компромисс Низкий уровень Высокий уровень Не общительный, избегает конфликтов или идет на компромисс; гибко реагирует на изменение  коммуникативной ситуации
 

     Анализируя  полученные в результате диагностики  показатели, мы приходим к выводу, что 4 респондента обладают высоким уровнем  общительности – эти люди всюду  чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек  обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности – они замкнуты, предпочитают одиночество.  

     

     Рассматривая  уровень самоконтроля в общении, мы приходим к выводу, что большинство  сотрудников компании (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они  легко входят в  любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. Четыре человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У четырех инженеров выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении».

       

     Анализируя  показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Три человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.

     Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого  не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.

       

     Таким образом, в общем, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной  ситуации.

     Последним этапом нашего исследования было интервью, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в транспортной компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.

     Вопросы интервью:

     1. Возникали у Вас конфликты  с коллегами по работе?

     2. Возникали у Вас конфликты  с клиентами?

     3. Возникали у Вас конфликты  с руководителями?

     2. Какие были причины  конфликтов?

     3. В чем выражалась конфликтная  ситуация?

     4. Как она разрешилась?

     5. Какие пути разрешения конфликтных  ситуаций вы считаете оптимальными?

     6. Каким образом, на Ваш взгляд, можно предотвратить конфликты  в компании?

     Результаты  интервью

     Данные  интервью свидетельствуют о том, что 40 % конфликтных ситуаций в транспортной компании «Ньюпорт Трейдинг» возникают  в общении с коллегами по работе, 35% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 25 % конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.

       

     Типичные  конфликтные ситуации и пути их разрешения в транспортной компании ЗАО «Ньюпорт Трейдинг» 

Типичные  конфликтные ситуации Причины конфликтных ситуаций Пути разрешения конфликтных ситуаций
Конфликтные ситуации с коллегами. 
1. Несовпадение  взглядов;

2. Психологическая  несовместимость 

3. Личные взаимоотношения;

4. Распределение  обязанностей по работе;

5. Борьба за  первенство (лидерство) в коллективе. 

1. Строго выполнять  свои обязанности

2. Хорошо знать  свои слабые места, чтобы в  сложных ситуациях не сорваться; 

3. Не поддаваться  на эмоциональные провокации;

не брать чужие  проблемы на себя (в большинстве  случаев это личные проблемы "трудного" человека);

4. Находить компромисс, стремиться к сотрудничеству  в конфликте;

5. Разграничивать  личные взаимоотношения и рабочие.

6. Включить в  разрешение конфликтной ситуации  авторитетное лицо (начальника отдела, руководителя)

2. Конфликты  с руководителем 
1. Невыполнение  требований руководителя

2. Несовместимость  взглядов на проблему и ее  решение 

1.  Разъяснение  руководителем требований к работе

2. Своевременно  и качественно выполнять свою  работу

3. Установить  сотрудничество в разрешении  конфликтной ситуации – поиск альтернативных путей решения проблемы

4. В общении  с руководителем всегда сохранять  уверенность и спокойствие, доброжелательный  тон. 

3. Конфликты  с клиентами 1. Невыполнение  обязательств перед клиентом

2. Доставка продукции  значительно позже установленного срока

3. Несовместимость  общения. «Трудные» клиенты: «паровой  каток, «жалобщик» и пр.

4. Менеджер не  предоставляет точную информацию  клиенту.

1. Придерживаться  этических, моральных норм поведение

2. Угождение  клиенту не во вред себе, компании.

3. Усилить самоконтроль  в общении

3.Знание правовых  норм, условий договора и пр.

2.  Найти компромисс  – выплатить неустойку клиенту  или предоставить скидку на  услуги;

3. Придерживаясь  норм морали и этики доступно  объяснить клиенту причину невыполнения обязательств.

 

     Проанализируем  конкретные конфликтные ситуации, возникающие  в ЗАО «Ньюпорт Трейдинг»:

     Ситуация 1.

     Заказ, доставленный клиенту, не полностью  сформирован, требования заказчика  не выполнены. Заказчик вступает в конфликт с водителем, предъявляя ему свои претензии.  В данной ситуации нет вины водителя. Не полная комплектация заказа может произойти вследствие ошибки менеджеров (неправильно оформлен заказ), поставщиков заказа, кладовщиков и грузчиков. Однако, данную конфликтную ситуацию с клиентом решает непосредственно водитель, являясь посредником между менеджером ЗАО «Ньюпорт Трейдинг» и клиентом. Водитель звонит  менеджеру, менеджер должен принести свои извинения клиенту, во всем разобраться и немедленно организовать доставку заказчику недостающего товара. При разрешении данной конфликтной ситуации менеджеру и водителю необходимо, в первую очередь, придерживаться норм морали и этики, найти компромисс, поддержать престиж компании.

     Ситуация 2.

     Документация  на заказ, доставленный заказчику, не соответствует стандартам (отсутствуют подписи, печать, надлежащие документы). В данной ситуации также клиент предъявляет претензии непосредственно водителю, как лицу компании. Водитель решает конфликтную ситуации через менеджера. Менеджеру необходимо  извиниться перед клиентом за свою оплошность, отстоять честь компании, оперативно исправить ошибки в документации и незамедлительно доставить их заказчику.

     Ситуация 3.

     Нередко в ЗАО «Ньюпорт Трейдинг» поступают  жалобы заказчика на водителя, например, водитель грубо обращается с заказчиком, доставил товар значительно позже назначенного срока и пр. Менеджер компании должен принести свои извинения клиенту, разобраться в возникшей ситуации, выяснить причины неадекватного поведения водителя, найти компромисс в возникшей ситуацией с заказчиком (предоставление скидки на услуги и пр.). В данной ситуации менеджеру и руководству ЗАО «Ньюпорт Трейдинг» следует досконально разобраться в причинах конфликта и принять решение, угодить клиенту не во вред компании. Так, например, не стоит обещать выплатить неустойку заказчику, если заказ не был доставлен в срок не по вине сотрудников компании ( менеджеров, логистиков, водителя), а ввиду непредвиденных обстоятельств, или по вине самого заказчика (например, заказчик указал неточный адрес). Также следует учитывать и то обстоятельство, что большинство подобных конфликтных ситуаций возникает на пустом месте, как правило вследствие того, что заказчик относится к разряду «трудных» клиентов. Таких заказчиков ничего никогда не устраивает. Например, «паровой каток» может сам открыто хамить водителя, тем самым, провоцируя его на грубость, «жалобщик» из-за минимального опоздания (10-20 мин) по причине «пробок» на дороге может превратить данную ситуацию в трагедию и атаковать претензиями менеджера транспортной компании. Поэтому руководству ЗАО «Ньюпорт Трейдинг» не стоит незамедлительно увольнять водителя-грубияна, не стоит брать проблемы «трудного» клиента на себя, найти компромисс, объяснить водителю его позицию в общении с такого рода клиентами. Также с водителями и менеджерами наобходимо проводить психологические тренинги решения конфликтных ситуаций с «трудными» клиентами.

Информация о работе Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций в транспортной компании