Эмоциональные проявления и их саморегуляция в процессе делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:02, реферат

Описание

Эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Поэтому они выбирают и более простые пути решения жизненных ситуаций. Тому, кто последует их «совету», эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь не все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни понуканиями.

Содержание

Введение 3
Глава I. 5
Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни 5
Глава II. 10
Этапы управления эмоциями 10
Глава III. 12
Способы контроля над эмоциями 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.78 Кб (Скачать документ)
lign="justify">      В данном случае решить проблему эмоциональной  неуравновешенности клиента можно  будет только одним путем - изменить его образ жизни так, чтобы  исключить возникновение в будущем  физической перегрузки и фрустрации.

      Неуверенность человека в себе - это особое психологическое  состояние, которое может быть порождено  сочетанием нескольких различных причин. Неуверенность может стать следствием как заниженной самооценки, так и  ожидания неудач. Последнее обычно бывает тогда, когда в прошлом  человека в основном преследовали неудачи. 
 

 

Глава II.

Этапы управления эмоциями

     Эмоциями  невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Первый этап управления эмоциями предполагает осознание себя как субъекта переживания  и осознание наличия этого  переживания как объекта анализа. По мнению Л.С. Выготского, мы можем  «противопоставить себя своим переживаниям не в качестве духовно действующей  личности, а в качестве простого зрителя, и тогда переживания  становятся для нас содержаниями нашего восприятия».

     Следующий за осознанием этап управления эмоциями, связанный с пониманием эмоций, обозначается как называние. Вербализация собственного эмоционального состояния, с одной  стороны, информирует партнёра о  переживаемых нами чувствах и снижает  его напряжение, с другой – помогает регулировать собственное эмоциональное  напряжение.

     Преднамеренное  обращение к эмоциональным мотивам в речи может вызвать, усилить или ослабить соответствующее эмоциональное состояние. Интересно, что практически каждая выделяемая в психологии базовая эмоция представлена в языке, как минимум, двумя терминами, различия между которыми можно трактовать с точки зрения присутствия или потери произвольного контроля. Возможность контроля над эмоциями снижается при возрастании интенсивности эмоциональных мотивов: например, если радость обозначается как «экстаз», гнев – как «ярость», страх – как «паника».

Известно, что выразить эмоции на вербальном уровне позволяет употребление так  называемых «Я-посланий». При этом существует несколько путей вербального выражения уровня интенсивности эмоций:

· усилить  чувства при помощи модификатора (Например, «Я совершенно счастлив». «Я очень несчастен»);

· выбрать  специфические слова из континуума данной эмоции ( «Я чувствую…раздражение…  злость… гнев);

· оценить  силу эмоции по десятибалльной шкале («Я чувствую себя расстроенным на два  балла»).

     Следующий этап управления эмоциями состоит в  расширении или ограничении потока эмоциональной информации. Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями  типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую». Когда человек, напротив, предпочитает стратегию открытости эмоциональным переживаниям, то он способен проявлять эмпатию в  большей степени, чем, если механизм управления эмоциональным опытом действует  в направлении его ограничения.

Когда указывается на необходимость управления эмоциями, речь не идёт о тотальном  подавлении отрицательных эмоций и, как следствие, усилении интенсивности  эмоций положительных. В этом нет  жизненной необходимости: как по психологическим, так и по физиологическим  причинам.  
 

 

Глава III.

Способы контроля над эмоциями

     С целью управления эмоциональными состояниями  полезно развивать умение «выходить  из ситуации», оставаясь в ней  физически. Человек как бы смотрит  со стороны, из зрительного зала на сцену спектакля, в которой участвуют  знакомые ему лица, в том числе  и он сам. Нужно попробовать «отделить» переживание от себя, затем понаблюдать  за собой со стороны, найти и проанализировать причину его появления.

      В настоящее время в поиске действенных  интеллектуальных стратегий контроля деструктивных эмоций современная  психология достаточно часто обращается к буддистской традиции. В ней  под контролем эмоций ни в коем случае не понимается их подавление. В  противном случае неприятные эмоции становятся «токсическими» и способствуют нарушению энергетического баланса в организме.

      Одним из способов управления эмоциями является интеграция – признание чувства  или ощущения без эмоциональной  нагрузки. Иными словами, мы понимаем, что испытываем определенное чувство  и сознательно принимаем сигнал-предупреждение из своего подсознания. Это равносильно  тому, если бы, испытывая эмоцию, мы бы сказали: «Спасибо за предупреждение, я понял, что мне грозит опасность и буду начеку!».

Буддистская психология предлагает три основных способа контроля деструктивных  эмоций.

1) Использование противоядия: нейтрализация деструктивной эмоции при помощи соответствующей конструктивной эмоции (так, противоядиями гнева и ненависти являются терпимость и толерантность, жестокости – сострадание, зависти – эмпатическая радость, влечения и отвращения – невозмутимость). Для того чтобы генерировать позитивные эмоции, нужно идентифицироваться («поменяться местами») с другими людьми и развивать в себе базовое чувство глубокого милосердия к ним. Кстати, культивирование сострадания не может рассматриваться как некая «жертва» по отношению к ближнему: оно крайне выгодно самому сострадающему, поскольку вызывает прилив внутренней силы и действует как транквилизатор. Благодаря эмпатии удается избежать постоянной погруженности в собственные радости и огорчения, она способствует уравновешенности эмоциональной сферы человека.

2) Постижение пустоты их природы. Медитация позволяет увидеть, что такие эмоции не имеют плотности, они не наполнены весомым содержанием. Этот способ позволяет человеку развеять впечатление о кажущейся силе деструктивных эмоций.

3) Трансформация негативных эмоций с тем, чтобы использовать их как катализатор, для освобождения от негативного влияния. Данный способ можно сравнить с действиями человека, упавшего в море: для того, чтобы плыть вперёд и добраться до берега, он использует выталкивающую силу волны. Так называемая «белая» зависть как раз и представляет собой ту самую волну, которая способствует личностным достижениям, не разрушая при этом взаимоотношений с окружающими.

Контроль  над эмоциями подразумевает развитие умения вызывать желательные эмоции. С этой целью можно актуализировать эмоциональную память. При этом действенны не только собственные воспоминания о положительном опыте преодоления трудных ситуаций, так и обращение к опыту других людей. Полезно предвосхитить определённые эмоциогенные ситуации, заранее представив себе не умозрительно, а именно эмоционально всю картину достижений, наслаждаясь при этом своими успехами. Необходимо как можно чаще создавать себе пусть маленькую, но радость, уравновешивающую пережитые неприятные эмоции. Для этого можно сосредоточивать внимание на положительных моментах своей жизни, чаще вспоминать приятные минуты прошлого, планировать действия, которые могут улучшить положение, использовать самоодобрение.

     Можно регулировать настроение, ассоциируясь с людьми, успешными в значимой для нас области, – это, к примеру, позволяет нам управлять завистью. Для того чтобы справиться с собственными негативными эмоциями, можно активно действовать на пользу другим.

     Кроме управления интенсивностью эмоциональных  состояний, возможно управление экстенсивной их составляющей. Дело в том, что  эмоции не возникают спонтанно, они  привязаны к ситуациям и превращаются в устойчивые состояния, когда эмоциогенная ситуация сохраняется длительное время.

     Выделяют  несколько способов экстенсивного  управления эмоциями. Распределение  эмоций заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций (в результате расширения информации и круга общения), что приводит к снижению интенсивности  в каждой из них. Сосредоточение необходимо в тех обстоятельствах, когда  условия деятельности требуют полной концентрации эмоций на чём-либо одном, имеющем решающее значение в определённый период жизни. В этом случае следует  сознательно исключить из сферы  своей активности ряд второстепенных эмоциогенных ситуаций, чтобы повысить интенсивность эмоций в тех ситуациях, которые являются наиболее важными. Переключение связано с переносом  переживаний с эмоциогенных ситуаций на нейтральные. При так называемых деструктивных эмоциях (гнев, ярость, агрессия) необходима временная замена реальных ситуаций иллюзорными или  социально незначимыми (по принципу «козла отпущения»).

      Следует иметь в виду, что не всеми эмоциями можно эффективно управлять. Так, не существует средств управления так  называемыми «аварийными» эмоциями, которые служат экстренными сигналами  о пользе или вреде для человека жизненно важных для его существования  событий. Неуправляемыми такие эмоции являются потому, что витальные потребности (самосохранение, продолжение рода) перевешивают на весах адаптации  иные потребности и мотивы.

      Управлению  эмоциями способствуют определённые личностные характеристики. К примеру, особый вид  эмоциональной устойчивости – «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге – без того, чтобы подавлять или искажать их. Другой аспект этого вида толерантности связан с терпимым отношением к различным (включая яркие, индивидуальные, непривычные формы) эмоциональным проявлениям других людей. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. 

 

Заключение

     В современных условиях становления  цивилизованных форм ведения отечественного бизнеса, возрастает значимость реализации эффективных технологий делового общения, деловой беседы. Деловое общение  является межличностным общением, происходящим в пространстве единой психической  реальности. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных, эмоциональных и  волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных  проявлениях их психики.

     В настоящее время существует немало психотерапевтических методов регуляции  эмоциональных состояний. Однако большинство  из них требует специальных индивидуальных или групповых занятий.

     Способность к управлению эмоциями является компонентом  эмоционального интеллекта (ЭИ) – совокупности умственных способностей к обработке  эмоциональной информации – и  важным показателем уровня его развития.

      Управление  эмоциями и чувствами предполагает, в первую очередь, их осознание и  контроль над формой их проявления.

     Преодолевать  барьеры взаимопонимания, возникающие  в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей  собственной. Значительно проще  другое — самому не создавать эти  барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию  с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила  общения, и прежде всего научиться  управлять своими эмоциями, которые  чаще всего становятся источником межличностных  конфликтов.  
 

 

Список  использованной литературы

  1. И32 Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00067-9
  2. Лавриненко В. Социальная психология и этика делового общения.: Учебн. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1995
  3. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
  4. И.Н. Андреева Когнитивные стратегии эмоциональной саморегуляции в педагогической деятельности. БДПУ, 2008. – № 4. – С. 31-35.
  5. http://psihodeliksite.ru
  6. http://psystudy.ru

Информация о работе Эмоциональные проявления и их саморегуляция в процессе делового общения