Эмоциональные процессы и состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа

Описание

Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения – некоторые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но и противоположный подход, согласно которому эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека. Тезис Дарвина о том, что способы выражения базовых эмоций врожденны, был неоднократно подтвержден исследованиями в области психологии развития.

Содержание

1.Понятие об эмоциях
2.Роль эмоций в деятельности человека
3.Классификация эмоциональных процессов
4.Свойства и закономерность эмоций
5.Конфликтные эмоциональные состояния
6.Высшие эмоции
7.Социальная обусловленность чувств
8.Значение для юридической практики

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по психологии..doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции -

"нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и

модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его

сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут под­страивать под

себя и доводы разума.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить

нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств".

Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек,

испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить

всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые

социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои челове­ческие

обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе

внешних запретов, оно порождается гаммой положи­тельных нравственных

установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В

условиях принуждения он может стать дья­волом.

Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она форми­руется в

гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной

ответственности окружающих людей, неизменно исполняю­щих свой социальный

долг.

     Чувство долга - это осознание и принятие человеком соци­альных

обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

     Совесть - способность личности к нравственному самокон­тролю,

критерий ее нравственного самосознания.

     Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по

отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного

общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести состав­ляют основу

социально адаптированного поведения. Все эти нравствен­ные чувства связаны с

повышенным самоконтролем личности, ее духов­ным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это ут­верждение

индивидом своей человеческой сущности.

     Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий)

- вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной

среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений,

художественное достоинство произведений искусства -один из основных

показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать

прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его спо­собности

созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном пре­красного.

Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравст­венных и

теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно свя­зано с

непосредственно чувственным отражением соответствия действи­тельности ее высшим

эталонам.

Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в кото­ром мы

видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим поняти­ям. Человек способен

отражать меру совершенства вещей - правиль­ность, гармоничность,

целесообразность их формы, изящество в звуко­вых, цвето-световых и пластических

отношениях, наслаждаться этой гар­монией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.

Искусство - образное отражение сущностных сторон действи­тельности -

рассчитано на способность человека понимать символиче­ское отображение

идеализированной действительности. Опираясь на во­ображение, искусство

расширяет рамки непосредственного опыта, стано­вится средством формирования

идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной

деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед

за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является

стимулом, вызывающим функ­ционирование тех чувств, на которые способен данный

индивид. Эстети­ческая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения,

возвы­шения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью

жизни и в высших своих проявлениях осуществляет ка­тарсис (от греч.

katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное

потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный

потенциал, формирует соответствующие поведенче­ские установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрас­ного и

безобразного, но и в переживании комического и трагического.

Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожи­данных

несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской

смеш­ного, в иронии - смешное под маской серьезного; возможно и

возвышен­ное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического

сопровож­дается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной

реакцией пси­хической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими стра­даниями и

разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое

чувство трагического. Чувство трагического - возвы­шенно-патетическое

чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано

также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности,

ее несгибаемости под ударами судьбы.

     Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из

самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается

на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских

потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми

психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и

любознательностью.

     Любопытство - направленность сознания на снятие

неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие

привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих

- во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе

состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетво­рения, оно не

служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека,

уровень его психического развития, тем он более любознателен.

Любознательность - устойчивое состояние познавательной

направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовле­творенность

достигнутыми знаниями, испытываемая им радость позна­ния, все более глубокого

и широкого освоения действительности.

 

 

Социальная обусловленность чувств.

Творческое удовлетворение, радость труда, профессиональная гордость, чувство коллективизма - примеры исторической сформированности социальной обусловленности чувств.

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ.

К состояниям эмоциональной напряжённости, активно влияющим на поведение лиц, вовлечённых в сферу правоохранительной деятельности, прежде всего, следует отнести: состояние тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в указанной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строго и чёткого правового регулирования, связаны с удовлетворением (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них потребностей материального, социального, нравственного и т.п. характера.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека для того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако, в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по различным поводам. О переживании субъектом состояния тревоги обычно свидетельствуют различные физиологические, а также определённые внешние наблюдаемые поведенческие признаки (напряжённое выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко

проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановке в сторону её большего усложнения, в несоответствующих реальным условиям принимаемых решениях. Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревожность в качестве константного, устойчивого свойства индивида и ситуативную тревожность, как временное состояние психики в виде реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и исчезает вместе с ней.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушённость голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Установление указанных факторов суде при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, содержащих угрозу, запугивание, при разрешении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием угрозы, заблуждения, когда лицо не было способно должном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, может явиться убедительным доказательном того, что субъект (потерпевший, гражданский истец и т.д.) действительно пережил состояние страха. А это, в свою очередь, может быть использовано в процессе доказывания совершенного преступления, а также при признании недействительности сделки, причинении субъекту морального вреда.

Страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искажённо, а других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно. Искажение материала показаний объясняются иногда и тем, что мышление, предшествующее страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности.

Состояние эмоциональной напряжённости (стресс). Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряжённости или в состоянии стресса. Стресс - это состояние психической напряжённости, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности. Эмоциональный стресс может сопровождаться эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека. Таким образом, стресс возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояния напряжённости. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряжённости может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Однако, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность его жизнедеятельности. За счет этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса. При длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному - отрицательному результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству ее деятельности, вплоть до полного срыва.

Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для юристов, является фрустрация. Оно возникает при невозможности достичь цель (удовлетворить актуальную потребность) вследствие объективно или субъективно непреодолимых преград. Проявляется в разнообразных эмоциональных расстройствах и нарушениях поведения. Глубина состояния фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения (силы его мотивированности), субъективной близости достижения цели (так называемого градиента цели) в момент появления препятствия. В выраженных случаях фрустрационное поведение может стать беспорядочным и дезорганизованным.

Существенные признаки состояния фрустрации раскрыты Ф.Е. Василюком. Наиболее типичным для фрустрационного поведения, по его мнению, является нарушение мотивосообразности и целесообразности. Под мотивосообразностью понимается сохранность осмысленной связи поведения с ведущим мотивом деятельности; под целесообразностью -- организованность поведения целью. При сохранности того и другого поведение не является фрустрационным, несмотря на наличие внешних признаков сходства с таковым (например, агрессии). В случае нарушения мотивосообразности и (или) целесообразности возможны три варианта фрустрационного поведения.

Поведение первого типа характеризуется снижением или утратой контроля со стороны воли, оно целесообразно, но сохраняет мотивосообразность, контроль со стороны сознания. Для фрустрационного поведения второго типа характерна утрата не целевых, а смысловых связей. Субъект лишается возможности сознательно контролировать соответствие поведения исходному мотиву. Хотя его действия организуются промежуточными целями, но их выбор, стратегия достижения нарушены, дезинтегрированы и не ведут к овладению конечной целью (мотивом деятельности). Рефлексия же именно этого аспекта деятельности недоступна субъекту. Фрустрационное поведение третьего типа одновременно и дезорганизовано (нецелесообразное) и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации (немотивосообразное). Поэтому «свобода воли» при данном типе фрустрационных нарушений ограничивается наиболее существенно. Ф.Е.Василюк называет его «катастрофическим».

Информация о работе Эмоциональные процессы и состояния