Эмоциональное развитие ребенка кризис 3-х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, которое тесно связано с развитием эмоций. В значительной степени эмоции определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста….………..5
Глава 2 Кризис 3-х лет………………………………………….…..…….9
Заключение………………………………………………………..………13
Библиографический список…………………………………….………..15

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

     Вторая  характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство -не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

     В переходный период может появиться  строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. "Да ну!" - самая распространенная реакция в таких случаях.

     Разумеется, ярко проявляется тенденция к  самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.7

     У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся  в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок  жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

     Интересная  характеристика кризиса 3-х лет, которая  будет присуща всем последующим  переходным периодам, - обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.8

     Все эти явления свидетельствуют  о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и  к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

     Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в  дальнейшем - в подростковом возрасте.

 

      Заключение 

     Значение  проблемы эмоций едва ли нуждаются  в обосновании. Какие условия  и детерминанты ни определяли бы жизнь  и деятельность человека – внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.

     Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом  как повышенного  интереса к ним, так и сравнительно высокой степени  их изученности.

     Человек как субъект практической и теоретической  деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

     Эмоции  можно предварительно в чисто  описательном феноменологическом плане  охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными.

     Эмоциональные процессы приобретают положительный  или отрицательный характер в  зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

 

      Библиографический список 

     
  1. Возрастная и педагогическая психология _ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  2. Изард И. Эмоции человека. М., 1980.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
  4. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 2 М., 1984.
  5. Психология Эмоций. Тексты. М., 1984.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка кризис 3-х лет